Акция Письмо

 

Жданова О.

 

Одним из способов взаимодействия учащихся, педагогов и администрации школы является психологическая акция, посредством которой коллектив объединяется в едином творческом процессе, проходя путь от внешнего к внутреннему диалогу.


Акция «ПИСЬМО»

Этап 1. Почта

Традиционно почти в каждой школе существует об­мен письмами по праздникам. В нашем Центре обра­зования это «валентинки» на День всех влюбленных, поздравительные открытки ко Дню учителя, 8 Мар­та, последнему звонку и так далее. Подобная форма общения вызывает живой интерес со стороны детей и нередко захватывает педагогов. Психологи решили использовать данный прием для достижения конкрет­ных целей.


     Этап 2. Доска хорошего настроения

Цель акции: развитие навыков общения через вы­плеск положительных эмоций.

На прошлом этапе психологи столкнулись с пробле­мой: дети зачастую не могли выразить свои симпатии, прибегая к защитным механизмам. Они слали иро­ничные, обидные и даже злые письма, что вынудило нас создать «цензуру», через которую проходила вся школьная общественная переписка.

В качестве эксперимента мы решили вынести обще­ние на всеобщее обозрение. У кабинетов психологии была вывешена пятиметровая «доска хорошего на­строения» из обоев. Всем желающим предлагалось выразить свои положительные чувства и эмоции в адрес учащихся и учителей.

Вооружившись ручками и карандашами, дети на каждой перемене писали послания или искали упо­минание своего имени. На доске появились призна­ния в любви, стихи, пожелания, анекдоты и др. Осо­знание того, что личную запись увидят все, придавало дополнительную сложность. Авторы соревновались в грамотности, оригинальности и креативности. Актив­ность участников возрастала день ото дня. Первая доска была исписана за три дня, что заставило нас повесить новый рулон обоев.

Однако, помимо положительной динамики, психоло­ги фиксировали и первые недоработки: учителя не про­явили интереса к акции, ограничиваясь наблюдением, не удалось также избежать некорректных высказыва­ний со стороны детей. Сначала психологи самосто­ятельно удаляли нецензурные слова, но потом школь­ники взяли эту роль на себя. Большинство учащихся не хотели испортить идею «Доски хорошего настроения», поэтому сами редактировали записи, а иногда приводи­ли к психологам детей с девиантным поведением.

Данная акция вызвала особую заинтересованность школьников, поэтому по их просьбам психологи про­водят ее несколько раз в год.


     Этап 3. Письмо Деду Морозу


 Цель акции: развитие непосредственности, обоб­щения и дифференцирования своих потребностей.

Удостоверившись в том, что дети научились соблю­дать культуру общения, мы предложили всем классам написать письмо Деду Морозу накануне Нового года. Чтобы создать атмосферу волшебства, психологи вместе со старшеклассниками приготовили стенгазе­ту, украсили школу, а также продумали миниспектакль для начальной школы.

1-4-е классы писали письмо в свободной форме целый урок, специально отведенный для акции. Чаще всего классные руководители отдавали этому часы рисования и просили детей красочно оформить свои пожелания. Все листы сложили в большой конверт, который должны были забрать Снегурочка и ее дру­зья. Однако первыми появлялись злые разбойники (переодетые старшеклассники) и пытались заполу­чить конверт с письмами. В конце концов добро побе­дило, а зло было разоблачено. Этот спектакль помог малышам погрузиться в предновогоднюю атмосфе­ру, а ученикам 9-11-х классов — получить бесценный опыт актерского мастерства и перевоплощения.

Учащиеся 5-11-х классов писали Деду Морозу по желанию. Приятно заметить, что писем от них было немало. Мотивацию старшему и среднему звену за­давали психологи и заинтересованные классные ру­ководители, которые своим примером раскрепощали детей. Многим из них Дед Мороз прислал ответное письмо на домашний адрес.

Конверты в резиденцию Деда Мороза мы отвозили сами. По дороге психологи сняли костюмированный фильм, который показали детям на школьной ново­годней елке. Если в школе налажена работа с родите­лями, то можно и им рассказать о желаниях детей.

Данная акция стала проводиться в школе ежегодно, ведь Дед Мороз каждый январь на адрес Центра об­разования присылает свои благодарственные слова, вселяя в детей веру в чудеса. Кроме того, содержание писем является уникальным диагностическим мате­риалом для психологов, который можно использовать в групповой и индивидуальной работе с учениками.


      Этап 4. Письмо директору


    Цель акции: организация непосредственного диа­лога между директором школы и учащимися.

Усложняя форму личного диалога, психологи решили обратиться к директору — перенесли фокус внимания с предметной деятельности на личностный уровень.

Всем учащимся, а также педагогам и другим работ­никам школы было предложено в письменной форме изложить свое видение школьного руководства и си­стемы образования. Каждый получил возможность рассказать, какой он видит родную школу, ее сильные и слабые стороны.

Школьники восприняли идею с энтузиазмом, по­пытались рассказать о накопившихся проблемах, выступить с рациональными предложениями, задать интересующий их вопрос. Каждый хотел быть услы­шанным! Психологи обещали, что ответ получат все желающие.

Учителя тоже участвовали в акции, но были скром­нее. Многие взрослые растерялись, боясь нарушить профессиональные границы и напрямую пообщаться с руководителем. Психологи получили дополнитель­ный диагностический материал о навыках общения учителей и их индивидуальных характеристиках.

В ходе акции были наглядно представлены желания учащихся и сотрудников образовательного учрежде­ния, а также проблемы в каждом звене.

Директор Центра образования получил мешок с письмами и приступил к их изучению. Через неделю он провел конференцию в актовом зале с детьми и взрослыми на тему «Вы писали — я отвечу!». Он побла­годарил участников, подтверждая ценность каждого письма, ответил на актуальные вопросы в начальной, средней и старшей школе; рассказал о перспективах школьной жизни и о том, что на данный момент невоз­можно осуществить. Отдельно затронул проблемати­ку обращений со стороны педагогов.

Каждый участник конференции по ее завершении заполнил бланк. Их анализ показал, что большинству присутствующих акция понравилась, на многие во­просы они получили ответ.

Данную акцию рекомендуется проводить раз в два-три года, поскольку она предоставляет уникальную возможность получить актуальную информацию от каждого участника педагогического процесса. Дети учатся обобщать, синтезировать свои мысли, смело заявлять о них, строить диалог с взрослым.


      Этап 5. Письмо самому себе

Цель акции: дифференциации смысловых личност­ных конструктов, их анализ. Наблюдение за собствен­ными изменениями в структуре личности.

В качестве высшей формы диалога было выбрано письмо самому себе, составленное психологами.

Ученикам и учителям предлагалось написать письмо самим себе в сентябре, запечатать его и дать на хра­нение психологической службе. Конфиденциальность оговаривалась особо. Для создания реалистичности ситуации каждый участник акции вместе с бланком получил конверт и марку. Обратно письма из прошло­го дети и взрослые получат только в мае.

Данный вид работы позволяет затронуть глубин­ные чувства и эмоции участников. Они окунаются в собственные переживания, акцентируют внимание на актуальных ценностях и событиях, учатся выделять главное, находясь в состоянии искреннего диалога с собой. Чем открытее они будут на стадии написания письма, тем нагляднее через год смогут увидеть лич­ностные изменения в структуре собственной лично­сти.

Таким образом, учащиеся и педагоги вместе с пси­хологами прошли весь путь от внешнего к внутренне­му диалогу. Психологические акции помогли развить навыки общения, прикоснуться к личностным харак­теристикам, получить диагностический материал для дальнейшей работы.

 

Олеся ЖДАНОВА,

педагог- психолог,

ЦО № 1477,

Москва

Приложение 1

Я —                                                                                                              учусь в             классе.

Мне очень нравится, что наша школа_____________________________________________
       _____________________________________________________________________________________

Однако, чтобы школа стала лучше, можно Если бы я был(а) директором, то____________________

_____________________________________________________________________________________

Если бы я брал(а) у Вас интервью, то спросила бы ________________________________________?

От всего сердца хотел ось бы пожелать Вам_______________________________________________

          

 

НОВИНКИ
ПАРТНЕРЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Для улучшения качества работы этот сайт использует cookies. Пользуясь этим сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies.