Списки статей из периодических изданий по русскому языку. 2021/2

Барандеев А. В. Этимология и орфография топонимов с основой Гуляй- // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 5. - С. 86-90.

На основании анализа памятников письменности русского языка и различных лексикографических источников рассмотрена проблема происхождения топонимов с первой основой Гуляй-. Показана специфика реализации семантического объема глагольной лексемы Гуляй- в топонимии.

Бондаренко М. А. Далев словарь на уроке русского языка и во внеурочной деятельности // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 5. - С. 15-25 : табл.

Анализируются возможности использования "Толкового словаря живого великорусского языка" Владимира Ивановича Даля на уроках русского языка и во внеурочной деятельности, в том числе при подготовке проектно-исследовательских заданий.

Британова С. Н. Обобщение изученного о сложносочиненных предложениях : IX класс // Русский язык и литература. - 2021. -№ 9. - С. 35-38 : 3 табл.
Обобщение и систематизация знаний учащихся о сложносочиненных предложениях.

Ганжина О. А. Поэтапное формирование навыков написания обучающего изложения // Русский язык и литература. - 2021. -№ 9. - С. 24-28 : 1 табл.
Проведение обучающего изложения для учащихся в общеобразовательной школе.

Головнева Ю. М. Корень слова : VI класс // Русский язык и литература. - 2021. -№ 9. - С. 30-32 : 1 табл., 2 рис.
Формирование умений определять общее лексическое значение слов.

Дыринда Л. В. Обобщение изученного по теме "Состав слова. Образование слов" : VI класс // Русский язык и литература. - 2021. -№ 9. - С. 32-34 : 2 табл. - Прил.

Обобщение и систематизация знаний учащихся о словообразовании на уроке русского языка.

Ключенович И. М. Нормы языка. Произносительная, словообразовательная, орфографическая нормы :V класс // Русский язык и литература. - 2021. -№ 9. - С. 8-11 : 2 табл. - Прил.

Изучение норм русского языка учащимися на уроке русского языка.

Кучинская Е. Э. Словосочетание как единица синтаксиса : XI класс : повышен. уровень // Русский язык и литература. - 2021. -№ 9. - С. 38-40 : 3 табл.

Изучение словосочетаний на уроке русского языка.

Левушкина О. Н. Словарный урок как основа формирования культуры пользования словарями в процессе обучения русскому языку // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 5. - С. 7-14.

Обоснована актуальность проблемы формирования культуры пользования словарями как важной составляющей информационной культуры и в целом культуры человека, дано определение понятию "культура пользования словарями". Описан словарный урок как инновационный тип урока русского языка, отличающийся определенной целевой направленностью и особым содержанием, связанным с личностным, метапредметным и предметным уровнями достигаемых при обучении результатов.

Малкова Ю. В. Работа с афоризмами в школе // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 5. - С. 37-47.

Методика многоаспектной работы с афористическими высказываниями на уроках русского языка. Изучение афоризмов в школе обусловлено, с одной стороны, необходимостью совершенствования способности учащихся понимать и интерпретировать произведения разной жанровой природы, с другой – недостаточной сформированностью у старшеклассников умений создавать оригинальное высказывание нравственной, гражданской или философской направленности, что является проблемной зоной при прохождении итоговой аттестации. Предлагаемые восемь этапов обучения основаны на аксиологическом и системно-деятельностном подходах.

Никитин О. В. Международная научная конференция "Метафорическая картина мира современной художественной прозы" // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 5. - С. 100.

Информация о работе международной научной конференции "Метафорическая картина мира современной художественной прозы".

Никитина Т. Г. Фразеологический словарь в школе и дома: какой выбрать и как использовать / Т. Г. Никитина, Е. И. Рогалева // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 5. - С. 26-36.

Результаты анализа современных школьных фразеологических словарей с лингвистической и лингвометодической точек зрения.

Николина Н. А. Тенденции современного глагольного словопроизводства // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 5. - С. 80-85.

Рассматриваются различные типы глаголов-неологизмов, функционирующих в современной русской речи.

Норман Б. Ю. Лингвистика для любознательных : задачи по рус. яз. Вып. 14 // Русский язык и литература. - 2021. -№ 9. - С. 45-46.

Дополнительные материалы по русскому языку для школьников.

Пиванкова Н. А. Использование приемов визуализации на уроках русского языка // Русский язык и литература. - 2021. -№ 9. - С. 28-29. - Прил.

Использование приемов визуализации в образовательном процессе.

Приемышева М. Н. "Самая жизнь знакомила, дружила меня всесторонне с языком..." // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 5. - С. 91-98, 2-3-я с. обл.

Краткий обзор творческой, профессиональной деятельности Владимира Ивановича Даля в контексте создания "Толкового словаря живого великорусского языка", а на примере небольшой научной дискуссии конца 19 века более детально освещается вопрос о роли этого Словаря в истории развития академической толковой лексикографии.

Ровдо И. С. Легко ли переводить с близкородственных языков? // Русский язык и литература. - 2021. - № 9. - С. 60-64.

Изучение вопросов перевода с белорусского и русского языков на различных языковых уровнях.

Саракуло А. С. Словосочетание. Строение словосочетаний : V класс // Русский язык и литература. - 2021. -№ 9. - С. 21-23.

Изучение словосочетаний учащимися на уроке русского языка.

Шиманович Т. В. Контрольный диктант в XI классе // Русский язык и литература. - 2021. -№ 9. - С. 3-7.

Проверка знаний по русскому языку для учащихся 11 класса.

Шумских Е. А.  Индивидуально-авторская фразеология в романе И. С. Тургенева "Дворянское гнездо" // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 5. - С. 56-66.

Рассматриваются разные приемы индивидуально-авторского преобразования фразеологических единиц в романе Ивана Сергеевича Тургенева "Дворянское гнездо". Отмечается, что трансформации, как правило, подвергаются фразеологические единицы, которые и в языковой системе характеризуются вариативностью.

Якушевич И. В. Языковая организация мифологического двоемирия в стихотворении Б. Пастернака "Ветер" // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 5. - С. 74-79.

Лингвопоэтический анализ стихотворения Бориса Пастернака "Ветер" с позиции языкового воплощения мифологического двоемирия. В центре внимания исследования – символ "ветер как дух", без которого мистическая идея стихотворения нивелируется.

НОВИНКИ
ПАРТНЕРЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Для улучшения качества работы этот сайт использует cookies. Пользуясь этим сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies.