Списки статей из периодических изданий по русскому языку.2021/1

 

Арапова Н. С. Плакучая ива // Русский язык в школе и дома. - 2021. - Т. 21, № 2. - С. 3-4.

Этимология слова «Плакучий».

Белова А. П.Тексты региональной литературы на уроках русского родного языка/ А. П. Белова // Русский язык в школе и дома. - 2021. - Т. 21, № 2. - С. 5-8 : 3 табл.

Вопросы и задания к фрагментам первой главы романа Василия Белова "Кануны" позволяет обратить внимание обучающихся на особенности "вологодского текста".

Бешенкова Е. В. Приставки пре- и при-: лингвистические факторы, критерии кодификации и современная редакция правила : (из материалов академического описания русской орфографии) // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 2. - С. 76-84.

Фрагмент академического описания орфографии, посвященный написанию слов с приставками пре- и при-. Оспаривается утверждение, что написание гласной полностью определяется правильным выбором проверяемой приставки пре- или приставки при-. Этот тезис верен только для тех значений приставок, которые встречаются в ударной позиции. В других случаях написание не отражает системного противопоставления морфем, оно исторически обусловлено.

Генкин В. М. Готовимся к олимпиаде : лингвистические задания // Русский язык и литература. - 2021. - № 2. - С. 45-52.

Материалы по подготовке к олимпиаде по русскому языку для старшеклассников.

Денисова С. И. Чужая речь и ее виды. Прямая и косвенная речь : IX класс // Русский язык и литература. - 2021. - № 2. - С. 36-37.

Изучение чужой речи на уроке русского языка.

Денисова Г. В. Познавательная игра "Лингвистическое ассорти" для VI-VII классов // Русский язык в школе и дома. - 2021. - Т. 21, № 2. - С. 19-21 : табл.

Сценарий познавательной игры "Лингвистическое ассорти" для 6-7 классов.

Зеленин А. В. Кто я? (Личное имя как инструмент самоидентификации русскоязычных детей-билингвов) / А. В. Зеленин, Н. Л. Иванова. // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 2. - С. 66-75 : рис.

Результаты обработки социолингвистического электронного анкетирования, проведенного в 2017–2019 гг. в Финляндии. Цель анкетирования – выяснить отношение детей в би- и полилингвальных семьях, проживающих в Финляндии, к своему имени.

Иванова В. Я. Маятник времени в повести Валентина Распутина "Живи и помни" // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 2. - С. 36-42.

Раскрываются специфические способы выражения течения времени в повести Валентина Распутина "Живи и помни". Выделяются языковые средства, помогающие писателю нарисовать образы человека-маятника, предмета-маятника.

Колокольцева Т. Н. Тема творчества в лирике А. А. Вознесенского : (на материале стихотворения "Скульптор свечей") // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 2. - С. 43-48.

Лингвопоэтический анализ стихотворения Андрея Андреевича Вознесенского "Скульптор свечей". В центре внимания находится лексическая организация произведения, в частности текстовые ассоциативно-смысловые поля, символика и метафорика стихотворения, а также его интертекстуальные связи. Стихотворение посвящено теме творчества, которое предстает в произведении как духовное горение, требующее от человека наивысшего напряжения сил и полной самоотдачи.

Ларионова Л. Г. Слитно-дефисно-раздельные написания // Русский язык в школе и дома. - 2021. - Т. 21, № 2. - С. 9-12.

Фрагменты рабочей тетради "Слитно-дефисно-раздельные написания", в которой представлены дополнительные ко всем действующим школьным учебникам русского языка для 5-7 классов учебные материалы по данному разделу орфографии.

Леонович В. Л. Грамматическая омонимия и морфемная структура слова // Русский язык и литература. - 2021. - № 2. - С. 3-9.

Изучение морфологической характеристики слов и их форм на уроках русского языка.

Малиновский В. В. Обособленные обстоятельства. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах : VIII класс // Русский язык и литература. - 2021. - № 2. - С. 25-28 : 2 табл.

Изучение учащимися обособленных обстоятельств на уроке русского языка.

Матылевич С. Н. Знаки препинания в предложениях с вводными единицами : VIII класс // Русский язык и литература. - 2021. - № 2. - С. 28-31 : 3 табл.

Ознакомление учащихся с условиями различения вводных слов и членов предложения.

Норман Б. Ю. Лингвистика для любознательных : задачи по русскому языку. Вып. 7 // Русский язык и литература. - 2021. - № 2. - С. 44-45.

Дополнительные материалы для школьников по русскому языку.

Нуштаева А. А."Знаем русский" : (интеллектуально-познават. игра по рус. яз. и лит.) // Русский язык в школе и дома. - 2021. - Т. 21, № 2. - С. 16-19.

Сценарий интеллектуально-познавательной игры по русскому языку и литературе.

Полякова Н. П. Специфика совершенствования профессиональных компетенций учителей в вопросах подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к итоговому собеседованию по русскому языку // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 2. - С. 16-21.

Рассматривается проблема обучения педагогов-словесников работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и предлагается способ ее решения.

Простакевич С. К. Слова исконно русские и заимствованные : V класс // Русский язык и литература. - 2021. - № 2. - С. 16-17.

Изучение русской и заимствованной лексики на уроках русского языка.

Сульниченко В. Н. Алгоритмический подход к изучению морфологических норм имен прилагательных в VI классе // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 2. - С. 22-28 : табл., рис.

Рассмотрены наиболее сложные морфологические нормы имен прилагательных и предложены алгоритмы по этому грамматико-орфографическому материалу для работы на уроке. Основное внимание уделено морфологическим нормам образования степеней сравнения, полных и кратких форм качественных прилагательных, нормативным ограничениям в образовании отдельных групп прилагательных. Используется структурирование грамматико-орфографического материала в виде таблиц и алгоритмов, которые составляются на уроке.

Храмушина О. С. О звуковых трансформациях слов в современной русской поэзии // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 2. - С. 49-56.

Определение видов и роли звуковых преобразований слов как одной из активных тактик современной русской поэзии. Актуальность исследования обусловлена недостаточным теоретическим освещением вопроса, решение которого значимо для адекватного анализа художественной речи.

Черникова Н. В. Лексическая репрезентация концепта "Честь" в произведениях А. Т. Твардовского о войне / Н. В. Черникова, А. А. Подольская // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 2. - С. 29-35.

Проанализирована контекстная семантика лексемы "Честь" и ее производных, использован метод сплошной выборки языковых единиц, методы структурно-семантического и функционально-стилистического анализа языковых знаков.

Шаповал В. В. Поэтимы : (поэт. загадки по этимологии) // Русский язык в школе и дома. - 2021. -Т. 21, № 2. - С. 21-22.

Дидактический материал по этимологии.

 

НОВИНКИ
ПАРТНЕРЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Для улучшения качества работы этот сайт использует cookies. Пользуясь этим сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies.