Список статей по русскому языку. 2019/1

 

Арапова Н. С. Омографы пролОг и прОлог // Русский язык в школе. - 2018. - № 9. - С. 9-10.

История и значение слов пролОг и прОлог.

Аристова Мария А. Лексическая работа в процессе анализа художественных текстов : (на материале современного учебника для полиэтнической школы) / М. А. Аристова, Ж. H. Критарова // Русский язык в школе. - 2018. - № 9. - С. 16-21.

Обоснована необходимость специальной работы с культуроведческой лексикой в процессе комплексного анализа художественного текста в полиэтнической школе. Обозначена роль культуроведческого комментария в восприятии художественного произведения школьниками, для которых русский язык не является родным. Приведены примеры.

 

Боженко Л. Н. Материалы по подготовке к ЦТ // Русский язык и литература. - 2018. - № 9. - С. 3-13 : табл.

Проверочные задания для подготовки к централизованному тестированию по русскому языку.

 

Гац И. Ю. Технологический аспект лабораторного практикума по русскому языку : (контент и организация урока с веб-поддержкой) // Русский язык в школе. - 2018. - № 9. - С. 7-15 : 2 рис., табл.

Апробированная авторская концепция адаптивной методической системы лингвистической подготовки школьников в современной языковой ситуации. Промежуточная цель исследования (программа-минимум) – механизм формирования информационно-коммуникационных умений школьников. На основе метода моделирования структурирован тип урока русского языка с веб-поддержкой, совмещающий традиционное содержание и цифровой учебный контент.

 

Геймбух Е. Ю. "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева: "внутренний" хронотопкакциклообразующий признак // Русский язык в школе. - 2018. - № 9. - С. 37-41.

Своеобразие пространственно-временной организации "Стихотворений в прозе" Ивана Сергеевича Тургенева. Хронотоп миниатюры "Деревня" и двух "зеркальных" миниатюр "Черепа" и "Стой!" рассматривается как подобие целого в плане организации пространства внешнего и внутреннего и времени частного и "всечеловеческого" соответственно.

 

Головкина С. Х. Повтор как средство художественной выразительности в поэзии Н. Рубцова // Русский язык в школе. - 2018. - № 7. - С. 61-66.

Исследуются различные виды повторов в поэтической речи Николая Михайловича Рубцова, устанавливаются их семантические и функциональные особенности. Анализируются случаи корневого лексического повтора, способы синтаксической организации повторяющихся элементов (параллелизм, анафорические построения). Рассматриваются как особые образования в структуре текста рефрен и обрамление (инклюзия), выявляется их роль в выражении содержания текста и стилистические функции.

 

Демидова Е. Б. Изучение стилистических возможностей местоимений в школе : (на материале "Солнца мертвых" И. С. Шмелева) / Е. Б. Демидова, Л. Г. Шарликова // Русский язык в школе. - 2018. - № 9. - С. 25-30.

Произведения Ивана Сергеевича Шмелева в силу большого воспитательного и эстетического потенциала, заложенного в них, могут широко использоваться в образовательном процессе. Методом наблюдения и анализа было выявлено, что местоимения в "Солнце мертвых" несут значительную стилистическую нагрузку. Некоторые формы множественного числа употребляются для обозначения тех, кого автор не желает или не может называть их собственным наименованием.

 

Зеленко Н. В. Классификация предложений : VIII класс // Русский язык и литература. - 2018. - № 9. - С. 31-33 : табл.

Обобщение учебного материала о классификации предложений, отработка коммуникативно-речевых умений учащихся.

 

Ипполитова Н. А. Принцип вежливости и речевой этикет / Н. А. Ипполитова, Е. Л. Ерохина // Русский язык в школе. - 2018. - № 9. - С. 11-13.

Анализ этической стороны общения.

 

Коляго А. С. Фразеологические обороты. Изобразительно-выразительные возможности фразеологии : Х класс // Русский язык и литература. - 2018. - № 9. - С. 23-25.

Изучение изобразительно-выразительных возможностей русской, библейской и античной фразеологии на уроках русского языка.

 

Матылевич И. И. Мастер-класс "Путь к себе, или Эвристический диалог как метод эвристического обучения" // Русский язык и литература. - 2018. - № 9. - С. 14-17 : табл.

Мотивация учащихся на овладение методом эвристического диалога.

 

Науменко С. В. Вопросы орфографической нормализации в "Толковом словаре русского языка" под ред. Д. Н. Ушакова // Русский язык в школе. - 2018. - № 9. - С. 67-74.

Описание орфографической составляющей первого советского нормативного "Толкового словаря русского языка" под редакцией Д. Н. Ушакова. Особенности правописания словаря анализируются в контексте орфографической ситуации послереформенного периода и взглядов Дмитрия Николаевича Ушакова.

 

Никитин О. В. "Благогласие слова" : (о лексикографическом опыте А. И. Солженицына) // Русский язык в школе. - 2018. - № 9. - С. 75-79.

Рассматривается необычный лексикографический опыт Александра Исаевича Солженицына по составлению историко-культурного тезауруса забытых слов, извлеченных из "Толкового словаря живого великорусского языка" Даля и произведений поэтов и писателей 19–20 вв. с целью применения этих слов в современной речевой практике. Обращается особое внимание на экофилологическую проблематику словарной работы, призванной охранять народный и литературный язык от неумеренного использования заимствований и искажения природного облика слова.

 

Николина Н. А. Экспрессивные словообразовательные средства в прозе И. С. Тургенева // Русский язык в школе. - 2018. - № 9. - С. 32-36.

Определение типов и функций словообразовательных единиц в прозе Ивана Сергеевича Тургенева. Выделяются индивидуально-авторские новообразования, анализируется их словообразовательная структура и связь со структурой повествования, особое внимание при этом уделено сложным прилагательным и наречиям, которые выступают в функции эпитета. Эти слова преимущественно называют оттенки цвета или характеризуют внешность и внутреннее состояние персонажа. Как экспрессивное словообразовательное средство, характерное для идиостиля Тургенева, рассматривается морфемный повтор (корневой и аффиксальный), определяются его функции и связь с образной системой текста.

 

Пересветова Е. В. Автобиография. Пишем рассказ о себе // Русский язык в школе. - 2018. - № 9. - С. 14-17.

Как составить рассказ о себе. Советы и задания.

 

Полковникова С. А. Об обобщенном понимании термина Норма // Русский язык в школе. - 2018. - № 9. - С. 22-24.

Проблема нормы и вариативности литературного языка рассматривается на материале орфоэпических словарей. Высказывается мнение о формировании у термина Норма обобщенного значения, которое следует отграничивать от значения нормы как образца.

 

Северов С. А. Применение принципов активной оценки в тестовой работе по русской литературе : IX класс // Русский язык и литература. - 2018. - № 9. - С. 26-31 : табл., рис.

Применение активной оценки как стратегии обучения на уроках русского языка.

 

Смулаковская Р. Л. Проектно-исследовательская деятельность учащихся по русскому языку : (из опыта работы) / Р. Л. Смулаковская, Е. М. Иванова // Русский язык в школе. - 2018. - № 7. - С. 3-6.

Обобщен опыт проектно-исследовательской деятельности учащихся по русскому языку, репрезентируются содержание и структура каждого этапа исследовательского проекта, определяется роль руководителя проекта в получении значимых и отрефлексированных исполнителем результатов проектно-исследовательской деятельности.

 

Страшнова С. М. Глаголы совершенного и несовершенного вида : VII класс // Русский язык и литература. - 2018. - № 9. - С. 33-35 : табл.

Умение учащихся употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида в разговорной речи.

 

Фролова Е. А. Крах человеческого в человеке : (лингвостилистический анализ рассказа А. И. Солженицына "Случай на станции Кочетовка") // Русский язык в школе. - 2018. - № 9. - С. 42-47.

Цель статьи – показать, как по воле случая преданный делу Ленина и партии человек совершает двойное убийство – физическое и нравственное. Анализируются причины, по которым стало возможно нравственное падение героя, выявляются языковые средства, помогающие раскрыть социальные истоки крушения человеческого в человеке.

 

Халикова Н. В. Образно-метафорическое пространство термина в языке научных текстов В. В. Виноградова // Русский язык в школе. - 2018. - № 9. - С. 61-66.

Рассматриваются функции единиц образной системы в создании научного стиля Виктора Владимировича Виноградова. Описана образность базовых, фоновых и метафорических терминов. Проанализирована семантическая структура образа базового термина "стиль", выявлены образные парадигмы концептов "язык", "речь", "стиль". Показана взаимосвязь научного мышления и метафорического стиля, роль устойчивых когнитивных метафор в создании, хранении и передаче прагматической информации и организации культурно-исторического контекста.

 

Шмелев А. Д. Александр Солженицын и кодификация русской пунктуации // Русский язык в школе. - 2018. - № 9. - С. 55-60.

Ставится вопрос о значении общих представлений Александра Исаевича Солженицына о пунктуации и использовании знаков препинания в его художественной прозе для кодификации русской пунктуации. Рассматривается роль общих принципов использования знаков препинания, изложенных в статье Солженицына "Некоторые грамматические соображения".

Штыкова Н. В. К вопросу об изучении русских падежей в полиэтническом классе / Н. В. Штыкова, О. В. Мурашова // Русский язык в школе. - 2018. - № 7. - С. 7-11.

Определение вектора взаимодействия методики преподавания русского языка как родного и русского языка как неродного. Анализируя конкретные принципы двух методик на материале изучения центральной темы грамматики – падежи в русском языке, авторы описывают дидактические приемы, которые помогли бы взаимному обогащению методического потенциала.

Ященко М. А. О работе с лексемами «собор», «храм» на уроках русского языка // Русский язык в школе. - 2018. - № 7. - С. 37-39.

Изучение методов работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в 5 классе.

 

НОВИНКИ
ПАРТНЕРЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Для улучшения качества работы этот сайт использует cookies. Пользуясь этим сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies.