Список статей по литературе. 2019/1
Белян Т. Я. А. П. Чехов. Сюжет и герои рассказа "Хамелеон". Стилевые особенности рассказа : VI класс // Русский язык и литература. - 2018. - № 9. - С. 36-38.
Анализ юмористического рассказа Антона Павловича Чехова "Хамелеон" на уроке русского языка.
Бойкова М. Е. "Я должна рассказать" : спектакаль по книгам о геноциде еврейского народа во время Второй мировой войны. Рэйчел Ромеро. "Кукольник из Кракова", Анника Тор. "Остров в море" // Уроки литературы. - 2018. - № 8. - С. 9-14 : 2 фот., 2 ил.
Представлены театрализованные литературные композиции, целью которых является знакомство учащихся с книгами, рассказывающими о геноциде еврейского народа во время Второй мировой войны.
Бойкова М. Е. Мужество быть смешным, или Попытка понять Ф. М. Достоевского : урок по рассказу Ф. М. Достоевского "Сон смешного человека". X класс // Литература в школе. - 2018. - № 12. - С. 26-29 : фот.
Анализ рассказа Ф. М. Достоевского "Сон смешного человека" на уроке литературы в 10 классе.
Головкин Н. "Хочу быть первым Казаковым..." : жизнь и творчество Ю. Казакова (1927-1982) // Уроки литературы. - 2018. - № 11. - С. 1-6 : 6 фот.
О жизни и творчестве русского писателя Ю. Казакова.
Гольцова Л. А. Заветы Михаила Михайловича Пришвина : по сказке-были "Кладовая солнца". V класс // Литература в школе. - 2018. - № 12. - С. 35-37 : фот.
Изучение сказки-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца" на уроке литературы в 5 классе.
Гончар Ж. Н. Стихотворения в прозе - "лебединая песня" И. С. Тургенева : Х класс // Русский язык и литература. - 2018. - № 9. - С. 20-22 : рис.
Знакомство учащихся с особенностями жанра стихотворений в прозе на примере произведений Ивана Сергеевича Тургенева.
Григорченко И. А. Классика на все времена : повесть Н. М. Карамзина "Наталья, боярская дочь" ; IX класс // Уроки литературы. - 2018. - № 8. - С. 5-8 : 3 ил., 1 таб.
Представлена разработка урока внеклассного чтения по повести Н. М. Карамзина "Наталья, боярская дочь".
Дворяшина Н. А. Две девочки-девушки-женщины : Дуняшка Мелехова и Наташа Ростова // Литература в школе. - 2018. - № 12. - С. 18-23 : фот.
Сопоставительный анализ героинь М. А. Шолохова и Л. Н. Толстого Дуняшки Мелеховой и Наташи Ростовой.
Дутко Н. П. Мир символов и смыслов в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" : IX класс / Дутко Н. П. ; ил. Н. В. Гоголя // Литература в школе. - 2018. - № 12. - С. 24-26 : ил.
Обобщение знаний о художественных особенностях поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души" на уроке литературы в 9 классе.
Золотусский И. П. Прости, Отечество : "Горе от ума": дорога автора и его героя / Золотусский И. П. ; ил. Н. В. Кузьмина // Литература в школе. - 2018. - № 11. - С. 2-6 : ил.
Характеры героев пьесы А. С. Грибоедова "Горе от ума".
Кевра И. В. Осуждение чинопочитания, угодничества, раболепства в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" : VI класс // Русский язык и литература. - 2018. - № 9. - С. 38-41.
Анализ юмористического рассказа Антона Павловича Чехова "Хамелеон" на уроке русского языка.
Кимягарова Р. С. Бес попутал : (о басне И. А. Крылова "Напраслина") // Русский язык в школе. - 2018. - № 7. - С. 6-9.
Разбор басни Крылова "Напраслина".
Коленчикова Н. В. "И всех начинать - одному...", или "Чтоб кинуть мост над временами". М. В. Ломоносов // Русский язык и литература. - 2018. - № 9. - С. 48-54 : рис.
Литературное творчество Михаила Васильевича Ломоносова, его вклад в развитие русского литературного языка.
Колокольцев Е. Н. Стихотворения М. Ю. Лермонтова : Х класс / Колокольцев Е. Н. ; ил. М. Ю. Лермонтова, Г. Г. Гагарина // Литература в школе. - 2018. - № 11. - С. 20-26 : ил.
Методика изучения стихотворений М. Ю. Лермонтова на уроках литературы в 10 классе.
Красухин Г. Г. Когда авторство переходит к народу : Н. А. Некрасов / Красухин Г. Г. ; ил. Ю. И. Приданова // Литература в школе. - 2018. - № 11. - С. 16-17 : ил.
Возникновение русской народной песни.
Кутейникова Н. Е. Читаем вместе, или Полилог "учитель-автор-ученики": знакомимся с творчеством Ирины Краевой // Уроки литературы. - 2018. - № 7. - С. 7-14 : 5 ил.
О подростково-юношеской литературе нового тысячелетия. Автор рассказывает о произведениях детской писательницы Ирины Краевой.
Кутейникова Н. Е. "Мысль семейная" в художественном осмыслении детских писателей : ААмраева. "Футбольное поле" // Литература в школе. - 2018. - № 11. - С. 31-35.
Изучение повести А. Амраевой "Футбольное поле" на уроках литературы.
Ли Чжэнжун. Поэтика героического в произведениях М. Ю. Лермонтова : на примере анализа мотива лошади (коня) / Ли Чжэнжун ; ил. М. Ю. Лермонтова, К. И. Рудакова // Литература в школе. - 2018. - № 11. - С. 9-13 : ил.
Мотив лошади (коня) в поэтике М. Ю. Лермонтова.
Морар В. А. "Человек он был!" : роман "Отцы и дети" как зеркало души И. С. Тургенева / Морар В. А. ; ил. Эжена Лами // Литература в школе. - 2018. - № 12. - С. 2-9 : фот., ил.
Отражение души И. С. Тургенева в герое романа "Отцы и дети" Николае Кирсанове.
Путило О. О. Трагедия народная и трагедия личная в романе Г. Яхиной "Зулейха открывает глаза" / Путило О. О., Старикова Е. Ю., Мещерякова Е. П. // Литература в школе. - 2018. - № 11. - С. 35-39 : фот., ил.
Методическая разработка по изучению романа Г. Яхиной "Зулейха открывает глаза" на уроке литературы.
Пырков И. В. Русским трактом : размышления над повестью "Станционный смотритель" А. С. Пушкина // Литература в школе. - 2018. - № 11. - С. 6-8 : фот.
Анализ повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель".
Руденкова И. В. Две судьбы : литературный вечер о судьбе и творчестве В. Высоцкого и Б. Окуджавы // Уроки литературы. - 2018. - № 11. - С. 11-14 : 3 фот.
Представлен сценарий литературного вечера о судьбе и творчестве В. Высоцкого и Б. Окуджавы.
Рыдак В. Исследовательская работа "Хай-тек и традиция в творчестве Екатерины Моссэ" // Русский язык в школе. - 2018. - № 7. - С. 14-18.
Исследование ученицы 9 класса поэтического хай-тека на примере творчества Екатерины Моссэ.
Соколова Н. В. Мир ребенка и мир взрослых в рассказе А. С. Грина "Гнев отца" :V класс // Литература в школе. - 2018. - № 12. - С. 33-35 : ил.
Анализ рассказа А. С. Грина "Гнев отца" на уроке литературы в 5 классе.
Соловей Т. Г. "Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил" : анализ рассказа Ф. Абрамова "О чем плачут лошади". VII класс // Литература в школе. - 2018. - № 12. - С. 29-32 : фот.
Анализ рассказа Ф. Абрамова "О чем плачут лошади" на уроке литературы в 7 классе.
Трутько В. В. Мир детства в дискурсном пространстве малой прозы А. А. Гируцкого и Л. Е. Улицкой : сопоставительный аспект // Русский язык и литература. - 2018. - № 9. - С. 60-64.
Особенности воплощения нравственных категорий, присущих дискурсному пространству детства, представленному в произведениях современных авторов Анатолия Антоновича Гируцкого и Людмилы Евгеньевны Улицкой.
Фролова О. В. Использование игр с карточками при изучении художественных тропов : (на материале стихотворений Н. М. Рубцова) // Русский язык в школе. - 2018. - № 7. - С. 40-44 : 3 табл.
Игровые задания на карточках рассчитаны на отработку навыка определения эпитета, сравнения и метафоры на примере поэтических строк Николая Рубцова.
Шумак Е. Г. Мастер-класс "Медиатексты на уроке русской литературы // Русский язык и литература. - 2018. - № 9. - С. 17-19.
Опыт использования медиатекстов на уроках русской литературы.