Использование элементов устного народного творчества на уроках биологии

 

Гусева Л.А.

Использование элементов устного народного

творчества на уроках биологии

 

6-7 классы

За годы работы мною собрано более 500 загадок, около 100 пословиц и поговорок, большое количе­ство примет, преданий и легенд о живых организ­мах. Весь этот материал я использую на различных этапах урока, в разных формах при изучении био­логии в б—7-х классах.

Задачи.

— развитие общеучебных умений и навыков (вни­мания, памяти, речи);

— повышение интереса к изучаемому предмету;

— формирование творческой познавательной ак­тивности, самостоятельности;

— воспитание коммуникативной культуры школь­ников;

— снятие эмоционального напряжения, вызванно­го нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

Индивидуальные карточки-задания с загадками

Тема: «Отдел Голосеменные растения»

 

1. У меня длинней иголки,

Чем у елки,

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке.

                                             (Сосна.)

  Вопросы и задания

  • Что это за растение?

  • Какие условия необходимы для роста этого растения?

• Почему в лесу у него отмирают нижние ветки?

 

 

 

2. Есть у этой чудо-елки

Неколючие иголки.

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки.

                  (Лиственница.)

Вопросы и задания

• Что это за растение?

• Объясните, почему это растение имеет такое название.

 

 

 

3. Ты — растение, кустарник,

Синь в осенней желтизне.

Дай мне ягодку, растенье,

Подари колючку мне.

                         (Можжевельник.)

Вопросы и задания

• Что это за растение?

• Какую жизненную форму имеет это растение?

• Где оно встречается на территории нашей области?

 

Тема: «Плоды. Способы распространения плодов и семян»

 

    1.       Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла —

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

                            (Рябина.)

Вопросы и задания

• Что это за растение?

• Какие еще плоды распространяются птицами?

• Какие у плодов для этого есть приспособления?

 

 

 

    1.       Расту на дереве,

Кругла, как шар,

Вкусна, как мед,

Красна, как кровь.

                  (Вишня.)

Я сладкий, рос на юге,

Как солнышко в листве.

Оранжевый и круглый,

Я нравлюсь детворе.

                   (Апельсин)

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

                                    (Мак)

 

Вопросы и задания

    •          Что за растения?
    •          Дайте характеристику плодам: название, тип (сухой или сочный, одно- или многосеменной).

 

    1.       На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

                            (Одуванчик.)

Вопросы и задания

• Что это за растение?

• Назовите растения, плоды и семена которых распространяются ветром. Какие приспособления у них для этого имеются?

 

Тема: «Классификация ранений»

 

1. Встали в ряд богатыри,                 Вопросы и задания

Верно службу служат,                       • Что это за растение?

Голова у них внутри,         • Опишите систематическое положение этого растения.               Борода снаружи.                                   Расскажите о приемах его агротехники.

                                (Кукуруза.)

 

2. Цветок — напрасный,

Плод — опасный,

А поле все засажено.

                           (Картофель.)

Вопросы и задания

• Что это за растение?

• Опишите систематическое положение этого растения. Для чего выращивают эту культуру, если плоды несъедобны?

 

3. Вертится Антошка                        Вопросы и задания

На одной ножке:                                • Что это за растение?

Где солнце встанет,                           • Назовите родину этого растения.

Туда он и глянет.                          .    • Какова история распространения этого растения в Европе       (Подсолнечник)                                             и  в нашей стране?

4. В поле росла,                                  

Под жерновом была,                        

Из печки на стол

Караваем пришла.

             (Пшеница.)

Вопросы и задания

    •          Что это за растение?                           
    •          Дайте морфо-биологический анализ этого растения по плану:

        1. Место обитания.

        2. Жизненная форма. 

        3. Долголетие.

        4. Тип корневой системы.

        5. Листья (простые или сложные, черешковые или сидячие, форма листовой пластинки

и края листа).

        6. Особенности строения стебля, листорасположение.

        7. Одиночный цветок или соцветие, его тип.

        8. Формула цветка.

        9. Тип плода

Тема: «Класс Млекопитающие. Отряд Насекомоядные»

 

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

                           (Еж.)

Вопросы и задания

• Что это за животное?

• Дайте систематическое положение этого животного.

• По каким признакам оно относится к данному отряду?

 

Тема: «Класс Млекопитающие. Отряд Грызуны»

 

Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход.

                             (Бобры.)

Зверька мы узнаем с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

                                   (Белка.)

 

Вопросы и задания

• Что это за животные?

• Дайте систематическое положение этих животных и сравнительную характеристику по плану: место обитания, размеры, чем питаются, строение зубов, значение в природе и жизни человека.

Тема: «Класс Земноводные»

 

Скачет завирушка.

Не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку

И комар и мушка.

                 (Лягушка.)

Вопросы и задания

• Что это за животное?

• Чем питается это животное, что вы знаете об особенностях этого процесса?

 

Тема: «Класс Пресмыкающиеся»

1. Она, как змейка,                              Вопросы и задания

В траве мелькает,                                   • Что это за животное?

Хвостом виляет.                                    • Как называется процесс, о котором говорится в загадке?

Хвост оборвет —                                • Для каких других животных он тоже характерен?

Другой наживет.

                     (Ящерица.)

2. Лежит веревка.                               Вопросы и задания

Шипит плутовка.                            • Что это за животное?

Брать ее опасно —                         • Где у этого животного вырабатывается яд и как он попадает Укусит, ясно?                                     в жертву?

                     (Змея.)

Тема: «Класс Птицы. Отряд Воробьинообразные»

Прилетает к нам с теплом,                                     Дом построен над водой

Путь проделав длинный.                                        На тростинке молодой.

Лепит домик над окном                                         Тростинка чуть сгибается,

Из травы и глины.                                                   Как люлька, дом качается.

                           (Ласточка.)                                                           (Ремез.)

Вопросы и задания

• О каких птицах идет речь?

• Расскажите, какой материал для постройки гнезд используют другие птицы этого отряда.

Тема: «Естественные биоценозы»

Он в своей лесной палате                  Вопросы и задания

Носит пестренький халатик.              • О какой птице идет речь?

Он деревья лечит,                              • Расскажите о значении этой и других птиц — обитателей леса.

Постучит — и легче.

                                (Дятел.)

Работа по группам

Класс разбивается на группы по 2—4 человека. Каждая группа получает карточки-задания. Из от­дельных слов, записанных на карточках, нужно со­ставить пословицу или поговорку, записать в тетрадь и объяснить ее смысл.

Тема: «Семейство Злаки»

1.  Пример: калина, пока, сеют, цветет, ячмень. (Ячмень сеют, пока цветет калина.)

2. Когда на дороге грязь, тогда овес князь.

3.  Сей хлеб — не спи, будешь жать — не станешь дремать.

4.  Овес сеять хоть в воду, да в пору, а рожь — обожди часок, да посей в песок.

5. Рой в глубь пласта — будет рожь густа.

6.  Радуйся хлебу не на корню, а в амбаре.

Тема: «Минеральное питание растений»

1. Клади навоз густо — в амбаре не будет пусто.

2. Накормишь землю — она накормит тебя.

3. Коню — овес, земле — навоз.

4. Кто землю лелеет, того и земля жалеет.

5. Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.

6. Без хозяина земля — круглая сирота.

Тема: «Класс Птицы»

1. Старого воробья на мякине не проведешь.

2. На обед пичужке довольно и мушки.

3. Невелика птичка, да коготок востер.

4.  Гусь летит — зимушку на хвосте тащит.

5.  Всяк кулик свое болото хвалит.

6. Грач на горе — зима на дворе.

7. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

8. Одна ласточка весны не делает.

Тема: «Млекопитающие»

1. Русак лежит в степи и на пашне, беляк — в лесу и на опушке.

2. У лисицы во сне ушки на макушке.

3.  Волк каждый год линяет, а обычая не меняет.

4.  Волка ноги кормят.

5. Ходила лиса кур красть, да попала в пасть.

6. От волка бежал, да на медведя напал.

7. Цена зайцу две деньги, а побежит — сто рублей.

Игровой момент «Живые барометры»

Учащимся раздаются карточки, на которых за­писаны народные приметы с пропусками отдельных слов. Задание: вписать недостающие слова и объяс­нить смысл приметы.

Обобщающий урок по теме: «Насекомые»

1. Пчелы осенью плотнее леток закрывают —.... (к холодному лету).

2. Большие муравьиные кучи осенью — .... (на су­ровую зиму).

3.  Если сверчок кричит — время пахать .... (под рожь).

4.  Если пчелы роем гудят на цветущей рябине — завтра будет ... (ясный день).

5. Много муравьев вокруг муравейника — к... (хо­рошей погоде).

6.  Пчелы сидят на стенках улья — к .... (сильной жаре).

7.  Появление комаров поздней осенью — к ... (мягкой зиме).

Тема урока: «Растительные сообщества»

1. Если зимой лес шумит, ожидай ... (оттепели).

2.  Если с дерева лист не чисто опадет, будет ... (холодная зима).

3. Много желудей на дубу — к... (лютой зиме).

4.  Бывает особенно холодно, когда ... (дуб раз­вернется).

5. Когда цветет черемуха, всегда... (холод).

6. Хорошо пахнет жимолостью — к ... (дождю).

7. Если береза перед ольхой лист распустит, лето будет... (сухое).

Обобщающий урок по теме: «Птицы»

1. Сова кричит... (на холод).

2. Синичка с утра начинает пищать — ... {жди мо­роза).

3. Курица на одной ноге стоит — к ... (стуже).

4. Утки разыгрались — к... (дождю).

5. Чибисы с вечера кричат — к ... (ясной погоде).

6. Жаворонки сидят надувшись — к ... (холоду).

7. Воробьи в пыли купаются — к ... (дождю).

Л.А. ГУСЕВА,

учитель биологии МСОШ № 1, г. Михайлов, Рязанская обл.

 

НОВИНКИ
ПАРТНЕРЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Для улучшения качества работы этот сайт использует cookies. Пользуясь этим сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies.