Использование элементов устного народного творчества на уроках биологии
Гусева Л.А.
Использование элементов устного народного
творчества на уроках биологии
6-7 классы
За годы работы мною собрано более 500 загадок, около 100 пословиц и поговорок, большое количество примет, преданий и легенд о живых организмах. Весь этот материал я использую на различных этапах урока, в разных формах при изучении биологии в б—7-х классах.
Задачи.
— развитие общеучебных умений и навыков (внимания, памяти, речи);
— повышение интереса к изучаемому предмету;
— формирование творческой познавательной активности, самостоятельности;
— воспитание коммуникативной культуры школьников;
— снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
Индивидуальные карточки-задания с загадками
Тема: «Отдел Голосеменные растения»
1. У меня длинней иголки,
Чем у елки,
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке.
(Сосна.)
Вопросы и задания
• Что это за растение?
• Какие условия необходимы для роста этого растения?
• Почему в лесу у него отмирают нижние ветки?
2. Есть у этой чудо-елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
(Лиственница.)
Вопросы и задания
• Что это за растение?
• Объясните, почему это растение имеет такое название.
3. Ты — растение, кустарник,
Синь в осенней желтизне.
Дай мне ягодку, растенье,
Подари колючку мне.
(Можжевельник.)
Вопросы и задания
• Что это за растение?
• Какую жизненную форму имеет это растение?
• Где оно встречается на территории нашей области?
Тема: «Плоды. Способы распространения плодов и семян»
- Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла —
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
(Рябина.)
Вопросы и задания
• Что это за растение?
• Какие еще плоды распространяются птицами?
• Какие у плодов для этого есть приспособления?
- Расту на дереве,
Кругла, как шар,
Вкусна, как мед,
Красна, как кровь.
(Вишня.)
Я сладкий, рос на юге,
Как солнышко в листве.
Оранжевый и круглый,
Я нравлюсь детворе.
(Апельсин)
Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(Мак)
Вопросы и задания
-
- Что за растения?
- Дайте характеристику плодам: название, тип (сухой или сочный, одно- или многосеменной).
- На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик.)
Вопросы и задания
• Что это за растение?
• Назовите растения, плоды и семена которых распространяются ветром. Какие приспособления у них для этого имеются?
Тема: «Классификация ранений»
1. Встали в ряд богатыри, Вопросы и задания
Верно службу служат, • Что это за растение?
Голова у них внутри, • Опишите систематическое положение этого растения. Борода снаружи. Расскажите о приемах его агротехники.
(Кукуруза.)
2. Цветок — напрасный,
Плод — опасный,
А поле все засажено.
(Картофель.)
Вопросы и задания
• Что это за растение?
• Опишите систематическое положение этого растения. Для чего выращивают эту культуру, если плоды несъедобны?
3. Вертится Антошка Вопросы и задания
На одной ножке: • Что это за растение?
Где солнце встанет, • Назовите родину этого растения.
Туда он и глянет. . • Какова история распространения этого растения в Европе (Подсолнечник) и в нашей стране?
4. В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница.)
Вопросы и задания
-
- Что это за растение?
- Дайте морфо-биологический анализ этого растения по плану:
1. Место обитания.
2. Жизненная форма.
3. Долголетие.
4. Тип корневой системы.
5. Листья (простые или сложные, черешковые или сидячие, форма листовой пластинки
и края листа).
6. Особенности строения стебля, листорасположение.
7. Одиночный цветок или соцветие, его тип.
8. Формула цветка.
9. Тип плода
Тема: «Класс Млекопитающие. Отряд Насекомоядные»
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Еж.)
Вопросы и задания
• Что это за животное?
• Дайте систематическое положение этого животного.
• По каким признакам оно относится к данному отряду?
Тема: «Класс Млекопитающие. Отряд Грызуны»
Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход.
(Бобры.)
Зверька мы узнаем с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
(Белка.)
Вопросы и задания
• Что это за животные?
• Дайте систематическое положение этих животных и сравнительную характеристику по плану: место обитания, размеры, чем питаются, строение зубов, значение в природе и жизни человека.
Тема: «Класс Земноводные»
Скачет завирушка.
Не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку
И комар и мушка.
(Лягушка.)
Вопросы и задания
• Что это за животное?
• Чем питается это животное, что вы знаете об особенностях этого процесса?
Тема: «Класс Пресмыкающиеся»
1. Она, как змейка, Вопросы и задания
В траве мелькает, • Что это за животное?
Хвостом виляет. • Как называется процесс, о котором говорится в загадке?
Хвост оборвет — • Для каких других животных он тоже характерен?
Другой наживет.
(Ящерица.)
2. Лежит веревка. Вопросы и задания
Шипит плутовка. • Что это за животное?
Брать ее опасно — • Где у этого животного вырабатывается яд и как он попадает Укусит, ясно? в жертву?
(Змея.)
Тема: «Класс Птицы. Отряд Воробьинообразные»
Прилетает к нам с теплом, Дом построен над водой
Путь проделав длинный. На тростинке молодой.
Лепит домик над окном Тростинка чуть сгибается,
Из травы и глины. Как люлька, дом качается.
(Ласточка.) (Ремез.)
Вопросы и задания
• О каких птицах идет речь?
• Расскажите, какой материал для постройки гнезд используют другие птицы этого отряда.
Тема: «Естественные биоценозы»
Он в своей лесной палате Вопросы и задания
Носит пестренький халатик. • О какой птице идет речь?
Он деревья лечит, • Расскажите о значении этой и других птиц — обитателей леса.
Постучит — и легче.
(Дятел.)
Работа по группам
Класс разбивается на группы по 2—4 человека. Каждая группа получает карточки-задания. Из отдельных слов, записанных на карточках, нужно составить пословицу или поговорку, записать в тетрадь и объяснить ее смысл.
Тема: «Семейство Злаки»
1. Пример: калина, пока, сеют, цветет, ячмень. (Ячмень сеют, пока цветет калина.)
2. Когда на дороге грязь, тогда овес князь.
3. Сей хлеб — не спи, будешь жать — не станешь дремать.
4. Овес сеять хоть в воду, да в пору, а рожь — обожди часок, да посей в песок.
5. Рой в глубь пласта — будет рожь густа.
6. Радуйся хлебу не на корню, а в амбаре.
Тема: «Минеральное питание растений»
1. Клади навоз густо — в амбаре не будет пусто.
2. Накормишь землю — она накормит тебя.
3. Коню — овес, земле — навоз.
4. Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
5. Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.
6. Без хозяина земля — круглая сирота.
Тема: «Класс Птицы»
1. Старого воробья на мякине не проведешь.
2. На обед пичужке довольно и мушки.
3. Невелика птичка, да коготок востер.
4. Гусь летит — зимушку на хвосте тащит.
5. Всяк кулик свое болото хвалит.
6. Грач на горе — зима на дворе.
7. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
8. Одна ласточка весны не делает.
Тема: «Млекопитающие»
1. Русак лежит в степи и на пашне, беляк — в лесу и на опушке.
2. У лисицы во сне ушки на макушке.
3. Волк каждый год линяет, а обычая не меняет.
4. Волка ноги кормят.
5. Ходила лиса кур красть, да попала в пасть.
6. От волка бежал, да на медведя напал.
7. Цена зайцу две деньги, а побежит — сто рублей.
Игровой момент «Живые барометры»
Учащимся раздаются карточки, на которых записаны народные приметы с пропусками отдельных слов. Задание: вписать недостающие слова и объяснить смысл приметы.
Обобщающий урок по теме: «Насекомые»
1. Пчелы осенью плотнее леток закрывают —.... (к холодному лету).
2. Большие муравьиные кучи осенью — .... (на суровую зиму).
3. Если сверчок кричит — время пахать .... (под рожь).
4. Если пчелы роем гудят на цветущей рябине — завтра будет ... (ясный день).
5. Много муравьев вокруг муравейника — к... (хорошей погоде).
6. Пчелы сидят на стенках улья — к .... (сильной жаре).
7. Появление комаров поздней осенью — к ... (мягкой зиме).
Тема урока: «Растительные сообщества»
1. Если зимой лес шумит, ожидай ... (оттепели).
2. Если с дерева лист не чисто опадет, будет ... (холодная зима).
3. Много желудей на дубу — к... (лютой зиме).
4. Бывает особенно холодно, когда ... (дуб развернется).
5. Когда цветет черемуха, всегда... (холод).
6. Хорошо пахнет жимолостью — к ... (дождю).
7. Если береза перед ольхой лист распустит, лето будет... (сухое).
Обобщающий урок по теме: «Птицы»
1. Сова кричит... (на холод).
2. Синичка с утра начинает пищать — ... {жди мороза).
3. Курица на одной ноге стоит — к ... (стуже).
4. Утки разыгрались — к... (дождю).
5. Чибисы с вечера кричат — к ... (ясной погоде).
6. Жаворонки сидят надувшись — к ... (холоду).
7. Воробьи в пыли купаются — к ... (дождю).
Л.А. ГУСЕВА,
учитель биологии МСОШ №