Список статей для учителя истории. 2022/1

 

Алешин П. Н. Детские ясли как форма оказания помощи крестьянам в России в начале XX века (на примере Уфимской губернии) // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 9. - С. 34-38.

Анализ деятельности земских учреждений Российской империи, которые во второй половине XIX - начале XX вв. сыграли большую роль в поддержании крестьянского населения. На протяжении нескольких десятилетий по всей территории России открываются земские школы, больницы, библиотеки. Земства занимались и сезонной работой по поддержанию крестьянских семей - организацией детских яслей для присмотра за малолетними детьми в период страды.

Бартанова Е. Ю. История борьбы с преступностью в Бурятии в 1953-1964 годах // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 9. - С. 92-94.

Уголовная преступность в Бурятии в 1953-1964 гг. На основе архивных источников приводятся статистические данные, прослежена динамика преступности в регионе. На историческом фоне указанного периода дан анализ таких видов преступлений как хулиганство, кражи, грабежи, бандитизм. Рассмотрены указ "Об амнистии" от 27 марта 1953 г. и последствия его принятия, а также нормативно-правовые акты, которые оказали существенное влияние на деятельность правоохранительных органов.

Безолюк С. П. "Смысловое эссе": дидактические возможности применения на уроках истории и обществознания / С. П. Безолюк, О. А. Елдинов // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 9. - С. 70-74 : табл.

Смыслоориентированный подход к обучению на уроках истории и обществознания. Новизна данного исследования в использовании технологии "смысловое эссе" как эффективной смыслотехники, способствующей повышению учебной мотивации обучающихся, развитию смысловой сферы, раскрытию внутреннего потенциала, повышению заинтересованности предметом. Возможности применения технологии "смысловое эссе" на различных этапах урока в общеобразовательных заведениях, примерные темы смысловых эссе применительно к урокам истории и обществознания.

Васюхина Ю. К. Слово и образ на уроке обществознания как средство формирования семейных и социальных ценностей // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 9. - С. 66-69.

Культурный текст (художественное произведение) на уроке обществознания становится основой продуктивного полилога учителя и обучающихся. В статье раскрываются различные приемы (семантический, структурный, гедонистический, сравнительно-сопоставительный анализ текста, "смысловой конструктор"), которые способствуют формированию у обучающихся семейных и социальных ценностей.

Дамдинов А. В. Воспитательный потенциал школьных музеев как фактор формирования гражданской идентичности учащихся / А. В. Дамдинов, Т. Ц. Дугарова // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 9. - С. 52-55.

Представлено принципиальное видение организации воспитательной работы школьных музеев: как системы и как взаимодействия субъектов образовательной деятельности. Воспитательный потенциал школьных музеев может быть реализован на основе методологических принципов: систематизации, ценностных основ поведения, технологичности, учета индивидуальных возрастных особенностей.

Дильмухамедов Е. В. Художественная литература как средство обучения истории: традиции и новации отечественной школы // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 9. - С. 61-65.

Представлен метод обучения, построенный на использовании художественных произведений в образовательном процессе, обобщен накопленный в отечественной школе опыт его применения, выявлены характерные черты и ключевые взгляды отечественных методистов по проблеме. Сформулированы методические рекомендации по использованию данного метода на современном уроке.

Донская Н. С. Научно-методическое наследие профессора П. В. Горы: итоги историко-методического исследования // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 10. - С. 68-71.
Результаты историко-методического исследования становления и развития научно-методической школы П. В. Горы на кафедре методики преподавания истории Московского педагогического государственного института им. В. И. Ленина (в настоящее время - Московского педагогического государственного университета).

Захаров В. Н. Налоги в России в XVIII - начале XX века : ч. 1. Эпоха Петра Великого / В. Н. Захаров, Я. В. Соловьев // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 9. - С. 27-33.

Развитие налоговой системы при Петре I. От простого повышения имевшихся налогов и введения новых чрезвычайных налогов в начале царствования Петр перешел к принципиально новым подходам в налогообложении. Эти нововведения в налоговой сфере сохранились на протяжении длительного времени в Российской империи.

Игумнова Е. А. Опыт применения квест-технологии в дополнительном образовании по краеведению / Е. А. Игумнова, И. Ю. Сорока // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 10. - С. 48-54 : фот., рис.
Анализируется опыт применения квест-технологии в процессе организации занятий в рамках системы дополнительного образования по краеведению. Приводится описание краеведческого образовательного квеста "Навстречу Солнцу", посвященного истории освоения Забайкальского края казаками-землепроходцами в XVII в.

Ищенко А. С. Владимир Мономах в современной российской публицистике: феномен folk-history // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 9. - С. 20-26.

Рассматривается книга С. Н. Чернявского "Владимир Мономах. Византиец на русском престоле". Показано, что данная работа является типичным примером так называемого folk-history. Автор слабо знаком с современными научными исследованиями по избранной теме, большинство его выводов не находят подтверждения в источниках и вызывают серьезные возражения.

Кибардина Т. А. Квест "Путешествие по русским княжествам Древней Руси" // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 10. - С. 55-67, [3-я с. обл.] : табл., рис.
Сценарий проведения квеста-путешествия по древнерусским княжествам. Учащиеся смогут закрепить знания в нестандартных ситуациях и проявить умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Копылов Н. А. Современная российская историография о русско-сербских связях в годы Первой мировой войны и революции // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 9. - С. 44-51.

Одним из перспективных направлений современной историографии событий Первой мировой войны и революции можно считать славянский вопрос, во многом послуживший одной из причин начала мирового конфликта, и, в частности, его балканское направление. Особое внимание исследователей притягивают российско-сербские отношения начала и первой четверти ХХ века. В историографическом обзоре рассмотрен весь ход исследований по данной теме.

Крутова И. В. Воспитание толерантности как актуальная задача школьного гуманитарного образования // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 9. - С. 3-9, [3-я с. обл.] : цв. ил.

Актуальность, сущность и методические пути формирования ценностного отношения к толерантности средствами школьного гуманитарного образования.

Линхобоева Т. В. Формирование читательской грамотности у школьников на примере изучения Великой Отечественной войны // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 9. - С. 83-87 : рис., табл.

Представлены задания по формированию читательской грамотности в рамках предмета "История" на примере изучения темы "Великая Отечественная война".

Нефедова О. В. Карикатуры как средство достижения предметных и метапредметных результатов на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 10. - С. 3-6, [1-4-я с. цв. вкл.] : табл., цв. ил.
Методы использования карикатур на уроках истории. Раскрываются возможности использования данного вида наглядности для достижения предметных и метапредметных результатов обучения, к которым относятся умения систематизировать и классифицировать информацию, сравнивать и обобщать.

Останина Н. В. "Оставайся человеком там, где не осталось людей…": метод. разработка внекл. мероприятия (X-XI классы) // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 9. - С. 14-19.

Модель внеклассного мероприятия, на котором ученики получают возможность обсудить обстоятельства возникновения и исключительность феномена Праведников народов мира в условиях Холокоста.

Пиков Г. Г. Можно ли говорить о существовании феномена евразийских средневековых ренессансов? // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 10. - С. 18-24.
В статье речь идет о двух евразийских средневековых ренессансах - в рамках европейской Каролингской и азиатской Киданьской империй (VIII-XII вв. ). Они хорошо иллюстрируют феномен "Возрождения" как особенности развития культуры. Во время подъема культуры в этих государствах закладывались многие основания для последующего национального развития народов Европы и Восточной Азии.

Соколов А. Б. Британские педагоги XVIII - первой половины XIX века о телесных наказаниях // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 10. - С. 25-32.
До недавнего времени порка оставалась в арсенале педагогических средств в школах ряда стран, в том числе Британии. Хотя в трудах по истории педагогики тема телесных наказаний в целом игнорируется, в педагогических сочинениях не прекращались дискуссии по этому вопросу. Рассмотрены сочинения представителей так называемой "моральной философии" XVIII-XIX вв. Часть авторов настаивала на нечастом и умеренном применении порки, другие, в том числе многие директора школ, утверждали, что она является эффективным инструментом воспитания. Идея полного запрета телесных наказаний детей не находила широкой поддержки.

Тюнев Н. С. Подготовка командного состава стрелковых войск РККА в период коренного перелома Великой Отечественной войны // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 10. - С. 33-35.
Исследование особенностей подготовки командного состава стрелковых войск Красной армии в 1942-1943 годы.

Цветкова О. Н. "Островок безопасности" или "отложенный ад": особенности Холокоста на территории Венгрии и роль Красной армии в спасении еврейского населения (методическая разработка внекл. мероприятия) // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 9. - С. 10-13, [1-4-я с. цв. вкл.] : цв. ил.

Методическая разработка внеклассного мероприятия о роли Красной армии в спасении еврейского населения на территории Венгрии.

Черникова Н. В. Когда возник Государственный совет, или Спор о юбилее // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 9. - С. 56-60.

Государственный совет Российской империи имеет двойную дату образования - 1801 и 1810 гг., причем в пользу того и другого мнения высказано немало аргументов. Причины возникновения дискуссии, этапы ее развития и перспективы окончания.

Щулепникова Е. И. Происхождение человека: что нужно знать учителю истории и обществознания // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 10. - С. 14-17.

Подходы современной науки к проблеме происхождения человека разумного и человеческого общества. Рекомендации по использованию научно-популярной литературы и интернет-ресурсов.

 

НОВИНКИ
ПАРТНЕРЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Для улучшения качества работы этот сайт использует cookies. Пользуясь этим сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies.