Я иду на урок

Изучаем народы и их «квартиры»

в России

 

И.Ю. КОВАЛЕВА учитель географии гимназии

 № 21O, г. Екатеринбург, Свердловская обл.

Когда изучаем в серии уроков национальный состав населения и политико-административное устройство России, предлагаю ученикам следующую работу:

Определить и обозначить на контурной карте республики в со­ставе РФ:

•  пять самых больших по пло­щади;

•  пять самых маленьких по пло­щади;

•  пять первых по численности населения;

•  пять первых по плотности на­селения;

•  те, где коренное население проповедует ислам;

• те, где коренные жители — при­верженцы буддизма.

Заранее к уроку прошу знатоков истории подготовить информацию о том, какие существовали в Древ­ней Руси княжества (республики). Они «подсказывают» названия древ­них государственных образований (Новгородская и Псковская рес­публики, Московское, Смоленское, Владимирское и др. княжества), а мы отмечаем на контурной кар­те все субъекты федерации (в их современных границах), центрами которых были тогдашние «стольные грады».

Важный результат этой работы, открытие — удивление: насколько же мала была та русская территория по сравнению с современной.

Рисуем схему начальных этапов расширения территории российской государственности на современной административной карте:

•  Новгород — на север и северо-восток (кем была заселена террито­рия до русских, какие народы и ныне живут здесь?).

•  Москва — на Волгу и за Волгу (какие народы населяли и населяют эти территории?), Сибирь, Урал.

• Централизованное государство со столицей в СПб. — Юг, Кавказ, Амур, Уссури, Сахалин.

Выясняем: Кто жил на этих обшир­ных территориях до прихода русских? Как русская колонизация наложилась на более «старших» обитателей?

Обсуждаем: В чем отличие рос­сийской колонизации от американ­ской или, например, австралийской?

Прошу заполнить таблицу «Круп­нейшие народы РФ».           

Второй и третий столбец учащи­еся заполняют, пользуясь учебни­ком и атласом. Три правые колонки заполняются самостоятельно, по памяти. Проверка заполнения этих колонок — промежуточный конт­роль по теме.

Один из элементов домашнего задания — познакомиться с данны­ми сайта «Всероссийская перепись населения 2002 года», подготовить для обсуждения заинтересовавшие факты по итогам переписи.

Целый урок — самостоятельная работа. Прошу школьников самих составить по 4 варианта ответов к тестовым заданиям (из них один, ра­зумеется, должен быть правильным, если это тест на выбор). Учащиеся в ходе составления тестов могут поль­зоваться любыми источниками информации.

1. Численность населения РФ.

2. Число субъектов РФ.

3. Число национальных республик в составе РФ.

4.  Число автономных округов в составе РФ.

5.  Число краев в Восточном мак­рорегионе РФ.

6. Автономная область (из переч­ня).

7.  Сколько примерно народов в РФ согласно последней переписи населения?

8. Проранжируйте по численности народы РФ.

9. Поставьте каждому из четырех народов в соответствие языковую семью.

10. Республики с преобладанием мусульман среди верующих (4 при­мера).

11.  Республики с преобладанием буддистов среди верующих у корен­ного народа.

12.  Православие преобладает среди верующих у следующих народов (выбор 1—4 из четырех).

13. Народы, не имеющие террито­риальной автономии в РФ (выбор 1— 4 из четырех).

14. Кавказские республики (выбор 1—4 из четырех).

15.  Поволжские (находящиеся в водосборном бассейне Волги) респуб­лики (среди них подчеркнуть названия тех, которые имеют выход к Волге).

16.  Республики в Сибири (выбор 1—4 из четырех).

17. Субъект федерации с наимень­шей плотностью населения.

18. Субъекты федерации, объеди­нившиеся в Пермский край.

19. В состав какого субъекта феде­рации вошел Корякский а.о.?

20.  В состав какого субъекта фе­дерации вошел Таймырский (Долгано-Ненецкий) а.о.?

21.  В состав какого субъекта фе­дерации вошел Усть-Ордынский Бу­рятский а.о.?

22. Народ с языком, не имеющим родственных в РФ (выбор одного из четырех).

23. Площадь своего субъекта феде­рации (для нас — Свердловской обл.).

24. Субъекты РФ, с которыми гра­ничит наш субъект федерации.

25. Самые многочисленные народы нашего субъекта федерации.

Затем, на следующем занятии, я раздаю тесты, составленные одними учащимися (предварительно про­смотрев их на корректность) другим. Ученики, не прибегая ни к каким ис­точникам информации, решают тесты своих товарищей, при этом оценивая и корректность составления теста (не должны, например, предлагаться на выбор числа, слишком близкие), его решаемость (элементарный, или в нем есть хорошо продуманный «подвох»), логичность.

Численность народа,

млн чел.

Название народа (этноним)

Субъект РФ

Макрорегион*

Физико-географическая привязка (район)

Преобладающее вероисповедание среди верующих

Более 3

         

1—3

         

0,5—1

         

* В зависимости оттого, каким учебником пользуется класс, это может быть экономический район, федеральный округ или иное, межрайонное понятие (например, Центральная Россия).

 

НОВИНКИ
ПАРТНЕРЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Для улучшения качества работы этот сайт использует cookies. Пользуясь этим сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies.