ОТКРЫТЫЙ УРОК: естественные науки
ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ ТЕЛ
Урок по физике на основе технологии проблемного изложения для 8-го класса
Цель: на основе экспериментальной работы выяснить закономерности электризации тел; объяснить наблюдаемые закономерности. Формировать умения проводить опыты, анализировать, делать выводы, развивать интерес к предмету.
Оборудование: эбонитовая и стеклянная палочки, шерстяная ткань, пустое яйцо, металлический диск разборного конденсатора, вата, электрические султаны.
На ученических столах: эбонитовая и стеклянная палочки, шерстяная и шелковая ткань, гильзы на шелковых нитях, манная крупа.
На доске записано:
Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением (М.В. Ломоносов).
Верховым судьей всякой физической теории является опыт (Л.Д. Ландау).
ХОД УРОКА
1-й этап - скрытая проблема
Начать с проблемного вопроса: «Смогу ли я на расстоянии управлять яйцом?»
Опыт № 1 с яйцом: подношу наэлектризованную палочку к пустому яйцу, и оно начинается двигаться. Почему? (Ученики высказывают предположения.)
Опыт № 2. На металлический диск разборного конденсатора опускаю кусок ваты и подношу наэлектризованную эбонитовую палочку. Вата начитает прыгать от диска к палочке и обратно. Почему? (Ученики делают различные предположения, кто-нибудь, вероятно, выскажет мысль, что, мы имеем дело с электрическими зарядами.)
2-й этап - мотивационный
- Правильные ответы на поставленные вопросы вы сможете дать в конце урока после изучения явления электризации. Часто ли мы встречаемся с явлением электризации? Или можем наблюдать его только на опытах?
3-й этап - подготовительный
Об электрических зарядах, строении атома ученики уже знают, т. к. тему «Электрические явления» начинаем изучать со строения атома. Фронтальный опрос по теме «Строение атома».
Вопрос: «А только ли атом может обладать электрическими зарядами? Как можно сообщить заряд телу?»
4-й этап - формирование проблемы, выдвижение гипотез, экспериментальная проверка, выводы
- Как можно наэлектризовать тела? Гипотезы?
Ученики предлагают различные варианты, гипотезы записываются на доске.
- Как проверить электризацию при трении и контакте с помощью имеющихся приборов? (См. на приборы.)
Учащиеся в группах экспериментируют, затем обсуждаем полученные результаты, делаем выводы. После обсуждения ученики самостоятельно записывают вывод в тетради, как ответ на поставленный вопрос. (Тела можно наэлектризовать при помощи трения.)
Дополнение - сообщаю легенду об открытии электризации, о происхождении термина «электрон»; о существовании «+» заряда стеклянной палочки, «-» заряда эбонитовой.
Формулирую следующую проблему: «Как взаимодействуют между собой заряженные тела?» Из личного опыта учащимся известно, что наэлектризованные тела могут притягиваться или отталкиваться.
- Как изучить взаимодействия?
Учащиеся выдвигают гипотезы и проверяют экспериментально на основе взаимодействия гильз, заряженных одноименными и разноименными зарядами. Совместно делаем вывод о взаимодействии одноименно и разноименно заряженных тел и записываем в тетради.
- Следующая проблема: «Оба ли тела электризуются? Как можно проверить это на опытах?»
Ученики выдвигают гипотезы и проверяют их (взаимодействие наэлектризованной палочки и ткани с гильзами). Выводы записывают в тетрадь: при электризации электризуются оба тела, одно тело получает положительный заряд, другое - отрицательный.
Дополнительное задание: «Как проверить, какие заряды приобретают тела?» После проведенного эксперимента учащиеся делают выводы, затем записывают их в тетрадь.
Выдвигаю проблему: «Почему возникают заряды при электризации?»
После выдвижения гипотез предлагаю проверить их правильность и теоретическое обоснование по учебнику на стр. 70 (Физика: Учебник. 8 кл. / Под ред. А.П. Перышкина, 2005). Выписать Объяснение.
5-й этап - рефлексия
1) Объяснить опыты, поставленные в начале урока.
2) Подготовить ответы на вопросы № 1177, 1178, 1169 (Сборник задач по физике / Под ред. В.И. Лукашина, 2004).
Подводим итоги урока: «Что узнали? Какими способами?» Выясняю отношение ребят к проделанной работе, затруднения.
Прогнозируем дальнейшую деятельность: «На какие вопросы, возникшие на уроке, пока еще не получены ответы?» Учащиеся могут спросить о взаимодействии на расстоянии (эл. поле), а также: «Почему не электризуется металлический стержень (проводники и диэлектрики)?» Ответы на эти вопросы мы рассматриваем на последующих уроках.
6-й этап - домашнее задание.
Е.Б. Беляева,
учитель физики
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ№ 17
г. Лысьва, Пермский край