ОТКРЫТЫЙ УРОК: естественные науки

ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ ТЕЛ

Урок по физике на основе технологии проблемного  изложения для 8-го класса

Цель: на основе экспериментальной работы выяснить законо­мерности электризации тел; объяснить наблюдаемые закономерно­сти. Формировать умения проводить опыты, анализировать, делать выводы, развивать интерес к предмету.

Оборудование: эбонитовая и стеклянная палочки, шерстяная ткань, пустое яйцо, металлический диск разборного конденсатора, вата, электрические султаны.

На ученических столах: эбонитовая и стеклянная палочки, шерстяная и шелковая ткань, гильзы на шелковых нитях, манная крупа.

На доске записано:                

Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением (М.В. Ломоносов).

Верховым судьей всякой физической теории является опыт  (Л.Д. Ландау).

ХОД УРОКА

1-й этап - скрытая проблема

Начать с проблемного вопроса: «Смогу ли я на расстоянии управлять яйцом?»

Опыт № 1 с яйцом: подношу наэлектризованную палочку к пу­стому яйцу, и оно начинается двигаться. Почему? (Ученики выска­зывают предположения.)

Опыт № 2. На металлический диск разборного конденсатора опу­скаю кусок ваты и подношу наэлектризованную эбонитовую палочку. Вата начитает прыгать от диска к палочке и обратно. Почему? (Ученики делают различные предположения, кто-нибудь, вероятно, выскажет мысль, что, мы имеем дело с электрическими зарядами.)

2-й этап - мотивационный

- Правильные ответы на поставленные вопросы вы сможете дать в конце урока после изучения явления электризации. Часто ли мы встречаемся с явлением электризации? Или можем наблюдать его только на опытах?

3-й этап - подготовительный

Об электрических зарядах, строении атома ученики уже знают, т. к. тему «Электрические явления» начинаем изучать со строения атома. Фронтальный опрос по теме «Строение атома».

Вопрос: «А только ли атом может обладать электрическими за­рядами? Как можно сообщить заряд телу?»

4-й этап - формирование проблемы, выдвижение гипотез, экспериментальная проверка, выводы

- Как можно наэлектризовать тела? Гипотезы?

Ученики предлагают различные варианты, гипотезы записыва­ются на доске.

- Как проверить электризацию при трении и контакте с помощью имеющихся приборов? (См. на приборы.)

Учащиеся в группах экспериментируют, затем обсуждаем полу­ченные результаты, делаем выводы. После обсуждения ученики са­мостоятельно записывают вывод в тетради, как ответ на поставлен­ный вопрос. (Тела можно наэлектризовать при помощи трения.)

Дополнение - сообщаю легенду об открытии электризации, о происхождении термина «электрон»; о существовании «+» заряда стеклянной палочки, «-» заряда эбонитовой.

Формулирую следующую проблему: «Как взаимодействуют между собой заряженные тела?» Из личного опыта учащимся известно, что наэлектризованные тела могут притягиваться или отталкиваться.

- Как изучить взаимодействия?

Учащиеся выдвигают гипотезы и проверяют эксперименталь­но на основе взаимодействия гильз, заряженных одноименными и разноименными зарядами. Совместно делаем вывод о взаимодей­ствии одноименно и разноименно заряженных тел и записываем в тетради.

- Следующая проблема: «Оба ли тела электризуются? Как мож­но проверить это на опытах?»                                              

Ученики выдвигают гипотезы и проверяют их (взаимодействие наэлектризованной палочки и ткани с гильзами). Выводы записыва­ют в тетрадь: при электризации электризуются оба тела, одно тело получает положительный заряд, другое - отрицательный.

Дополнительное задание: «Как проверить, какие заряды приоб­ретают тела?» После проведенного эксперимента учащиеся делают выводы, затем записывают их в тетрадь.

Выдвигаю проблему: «Почему возникают заряды при электриза­ции?»

После выдвижения гипотез предлагаю проверить их правиль­ность и теоретическое обоснование по учебнику на стр. 70 (Физика: Учебник. 8 кл. / Под ред. А.П. Перышкина, 2005). Выписать Объяснение.                                                                            

5-й этап - рефлексия                                                     

1) Объяснить опыты, поставленные в начале урока.

2) Подготовить ответы на вопросы № 1177, 1178, 1169 (Сборник задач по физике / Под ред. В.И. Лукашина, 2004).

Подводим итоги урока: «Что узнали? Какими способами?» Выясняю отношение ребят к проделанной работе, затруднения.

Прогнозируем дальнейшую деятельность: «На какие вопросы, возникшие на уроке, пока еще не получены ответы?» Учащиеся мо­гут спросить о взаимодействии на расстоянии (эл. поле), а также: «Почему не электризуется металлический стержень (проводники и диэлектрики)?» Ответы на эти вопросы мы рассматриваем на последующих уроках.

6-й этап - домашнее задание.    

Е.Б. Беляева, 

учитель физики

 высшей квалификационной категории

                                     МОУ СОШ№ 17

                  г. Лысьва, Пермский край

 

НОВИНКИ
ПАРТНЕРЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Для улучшения качества работы этот сайт использует cookies. Пользуясь этим сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies.