Архипова О.В.

учитель технологии и ИЗО,

классный руководитель.

Тверская область,

 д. Мокшино

КЛАССНЫЙ ЧАС

«НАМ ДАН ВО ВЛАДЕНЬЕ КРАСИВЫЙ ЯЗЫК»

Цель. Учить правильной красивой речи.      

 Задачи.

1.    Доказать необходимость использования грамотной речи в повседневной жизни.

2.  Развивать речь учащихся, совершенствовать умение анализировать художе­ственный текст.

3.  Формировать любовь к родному языку, желание говорить красиво, правильно. Оборудование: музыкальный центр, репродукции картин Ф. А. Васильев «После дождя», И. И. Левитан «У омута», М.В. Нестеров «Над морем», музыкальные произве­дения М. Звездинского «Очарована, околдована...», Ф. Киркорова «Зайка моя».

Эпиграф.

                                                                               «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий

 о судьбах моей родины ты - один мне поддержка

и опо­ра, о великий, могучий,

правдивый и свободный русскийязык!»

И.С. Тургенев

Ход классного часа

 

Комментарии учителя. Сегодняшняя встреча будет посвящена формированию культуры речи. Ребята, вы, наверное, знаете, что 2008 год был объявлен годом русского языка.

Почему же решили, что это необходимо?

Существует такое мнение, и не беспочвенно, что русский язык нужно спасать, в буквальном смысле этого слова. Вы, наверное, заметили, что вам становится все труд­нее читать книги наших замечательных классиков.

Как вы считаете почему? (Ответы ребят.)

Потому что многие прекрасные слова исчезают из нашего языка, а с ними исче­зают и прекрасные образы, созданные великими мастерами пера.

Красивый, русский язык становится для старшего поколения воспоминанием, а для детей диковинкой.

Удивляться не чему - мы погрязли в сквернословии, в такой агрессивной языко­вой среде, в которой не выживает ничего ласковое, приветливое, благозвучное.

То, что мы слышим по телевидению, на улице, а иногда и в семье - все это не имеет ничего общего не только с литературным языком, но и просто с русским языком. Иногда, это дикая смесь уголовного арго и американизмов.

Есть мнение, что наш язык хорош для нашего времени, «можно обойтись без лишних слов и понятий».

Может надо быть действительно проще? Проще в общении, проще в поведении. Проше, значит, как? Приметившие?

Есть, ребята, известное произведение «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова.

Одна героиня - Эллочка Людоедка У нее, как и у некоторых нынешних людей, все очень просто. Не чувства, а рефлексы и инстинкты. Никчемная, примитивная особь, кото­рая ни разу не задавала себе вопроса: «Кто, я? Зачем пришла в этот мир?» Нет глубоких чувств, эмоций, и поэтому ей не нужны настоящие слова, отражающие эти эмоции.

Давайте познакомимся с ней.

Инсценировка учениками класса отрывка из произведения «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова.

 

Словарный запас Эллочки едва составлял 30 слов. Она ими свободно обходилась. Вот некоторые из них.                                              

Эллочка:                                    Автор:

Знаменито!                                 Говорила так обо всем.

Мрак! Жуть!                               Произносила при встрече с знакомой.

Парниша.                                     По отношению ко всем знакомым муж.

Не учите меня жить!                  Любимая фраза.

Красота!                                       Восхищение.

Толстый и красивый                  Характеристика одуш, и неодуш, предм.

Поедем в таксо!                          Всем мужчинам.

У вас, вся спина белая.              Шутка.

Ого!                                              Ирония, удивление, восторг, радость, призрение.

Ведущий. Маленькая зарплата мужа была для Эллочки оскорблением. Только что она купила новую кофточку, истратив все деньги, которые были в доме.                 

Эллочка.    Хо - хо

Автор.         Возразила она свои сложные чувства. Муж возвращается с работы.

Эллочка.    Мрачный муж пришел (дуя на пудру)

Муж.           Здравствуй, Эллочка, откуда это? (на кофточку.)

Эллочка.    Хо-хо!

Муж.            Нет, в самом деле?

Эллочка       Красота!

Муж.            Ну и наряды!          

Эллочка.     Зна-ме-ни-ты-е!

Муж.            На какие деньги, ты это купила?

Эллочка.     Эрнестуля, хамишь.

Муж.            Разве так можно.

Эллочка.     Подумаешь!

Муж.           Ты живешь не по средствам!

Эллочка.     Шутите!

Муж.           Да, да! Не по средствам!

Эллочка.     Не учите меня жить!

Муж.           Я получаю мало.

Эллочка.     Мрак!

Муж.            Взяток не беру.

Эллочка.     Жуть!

Муж.            Вот, что так больше жить нельзя!

Эллочка.     Хо-хо!

Муж.            Мы не сходимся характерами!

Эллочка.     Ты толстый, красивый, парниша!

Муж.            Сколько раз я просил тебя не называть парнишей!

Эллочка.     Шутите!

Муж.           Живи, как хочешь.

Эллочка.     Знаменито!

Муж.           Я пошел.

Эллочка.     У тебя спина вся белая!

Муж.           До свидания!

Эллочка.     Поедешь в таксо? Красота!

Муж хватается за голову и убегает.

Комментарии учителя. Как вам, узнаете? Такие Эллочки есть и среди нас. Они считают себя очень умными и привлекательными... Демонстрация такого ума - это де­монстрация примитивности. Гордиться этим — значит выставлять себя на посмешище.

Как отклик на эту инсценировку прослушаем пересказ статьи, Дмитрия Сергее­вича Лихачева о русском языке.

Пересказ ученицы статьи Д. С. Лихачева «О русском языке».

 

Вызов.

О чем говорится в статье?

Какие аргументы приводит Д.С. Лихачев в пользу красивой правильной речи? Как вы думаете, зачем он написал эту статью?

Комментарий учителя. А теперь, послушаем одно из самых красивых и вырази­тельных стихотворений Ивана Бунина «Утро».

Читает ученик.

 

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеленой воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.                              

Дремлет чуткий камыш.

Тишь - безмолвье вокруг             

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит - рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися,

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...

А восток все горит - разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.                         

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит, 

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет песню поет.

По плечу молодцу все тяжелое...                        

Не доли ты душа, отдохни от забот!

Здравствуй, солнце, да утро веселое.

                                                                     И. Бунин

Комментарии учителя.

Вызов.

Прекрасно, правда?

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей).

Работа с репродукциями.

Посмотрите, на репродукции картин Ф. А. Васильев «После дождя», И. И. Леви­тан «У омута», М.В. Нестеров «Над морем», которые перекликаются со стихотворени­ем Ивана Бунина.

Какие эмоции вызвали у вас эти пейзажи? (Ответы детей.) Чем они схожи друг с другом? (Нарисована природа, спокойные, краски.) А теперь, послушаем тоже стихотворение, только другими слова, теми, которые хорошо известны вам.

Читает ученик.

Закимарил камыш, тихо - просто атас

Не усечь и топтала намокшего.

Куст цепляешь граблей - и на нос тебе бац!

Зафигачет вода очень мокрая.

Затянул ветерок, по воде потащил

Утки вон потарчали и смылися.

Где-то там за бугром колокольчик забил

Рыбаки из полаток откинулись.                             

Птички круто поют, солнца сто пудов ждут

И стоит себе лес тихо лыбится

Вышло солнце, прикинь.

И на небе торчит

Золотыми лучами топырится.

Комментарии учителя. Что исчезло из стихотворения? (Красота, нежность.) Может ли такой язык вызвать в душе какой-либо отклик? Сделать ее чище, бога­че?

А самое страшное, то, что мы начинаем привыкать к этому языку. А иногда на­ходим некую прелесть в произведениях такого рода.

Сейчас прослушаем музыкальную композицию Ф. Киркорова «Зайка моя», а де­вочки запишут слова, какими мужчина называет свою любимую женщину.

Прослушивание музыкальной композиции.

Комментарии учителя. Какие же ласковые и нежные слова вы записали (банька, тазик, глазик, фитилек, и т.д.).

Хотите ли вы, чтобы вас так называли?

Теперь прослушаем другое музыкальное произведение Михаила Звездинского «Очарована». Девочки, запишите слова, которые звучат в этой музыкальной компози­ции для любимой.

Прослушивание музыкальной композиции.

Комментарии учителя. Произнесите те прекрасные слова, которые вы записали (драгоценная, добрая, милая, красавица).

Так давайте же не будем вычеркнуть из повседневной жизни эти красивые слова.

Ведь жизнь не стоит на месте. Мы - старшее поколение - стареем. Придет время и нас не станет. Останетесь вы и ваши дети. Чему вы их будите учить? На каком языке будите с ними говорить? На этом, который мы прослушали в музыкальной композиции Ф. Киркорова, или на том, красивом, который звучал в произведении М. Звездинского? (Ответы детей.)

А сейчас, давайте еще раз прикоснемся к прекрасным литературным произведе­ниям. Прослушаем стихотворения, которые были написаны великим русским поэтом Сергеем Есениным.

Чтение стихотворений учащимися.

Итог классного часа

Ребята, после того, что вы сегодня услышали и увидели, задумаетесь над тем, как вы иногда говорите? Какие слова употребляете в диалогах с друзьями? Мы должны со­хранить наш язык, наш прекрасный русский язык.

// Классный руководитель. – 2011. - № 1. – С. 128-132.

 

НОВИНКИ
ПАРТНЕРЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Для улучшения качества работы этот сайт использует cookies. Пользуясь этим сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies.