БУТОРИНА Наталья Анатольевна —
учитель МОУ СОШ МО «Янтарный городской округ» Калининградской области
К 90-летию со дня рождения Фёдора Абрамова
ФЁДОР АБРАМОВ.
ДИЛОГИЯ «ПЕЛАГЕЯ» И «АЛЬКА»
XI КЛАСС
Около тридцати лет работаю учителем в посёлке Янтарном, расположенном в живописном месте на берегу Балтийского моря. Здесь всё вызывает восторг туристов: бескрайняя Балтика, мягкий морской климат, уникальное, единственное в мире месторождение янтаря. Но, несмотря на красоту Калининградской земли и прекрасные климатические условия, душа моя тоскует по Русскому Северу, по настоящей зиме с огромными сугробами и крепким морозом, по студёному Белому морю, по городу Архангельску, где я родилась, где прошло моё детство, где в 1979 году окончила Архангельский педагогический институт имени М.В.Ломоносова. Мне дорого всё, что связано с поморским краем лесозаготовителей и рыбаков, но с особенным благоговением отношусь к самобытным писателям-северянам: Степану Писахову, Борису Шергину и, конечно, Фёдору Абрамову. Хочу познакомить с их творчеством своих учеников, поэтому уроки в XI классе по «деревенской» прозе в современной литературе всегда провожу по творчеству своего великого земляка Фёдора Александровича Абрамова.
Душевный трепет писателя перед суровым северным краем, его горячая заинтересованность в судьбе земляков близки и понятны каждому северянину, стремлюсь передать эти чувства своим ученикам вместе с мыслью о том, что любовь к своей «малой» родине сопровождает и согревает человека всю жизнь. Герои Абрамова — носители русских национальных черт характера, выходцы из русской глубинки, где традиционно формировалась народная нравственность, где люди бережно сохраняют национальные традиции. Заинтересованность, которую проявляют ученики к абра-мовским урокам, убеждает меня в том, что творчество Абрамова имеет огромное воспитательное значение для них, выросших в самой западной точке России, в непосредственном соседстве с европейскими государствами и под влиянием их культур.
С одним из уроков по творчеству Фёдора Александровича Абрамова предлагаю познакомиться читателям журнала.
Тема урока: Фёдор Абрамов. Дилогия «Пелагея» и «Алька».
Цели урока:
— познакомить учащихся с личностью Абрамова; учить анализу художественного текста, помочь уяснить сюжет, идейное содержание повестей «Пелагея» и «Алька», определить авторскую позицию;
— развивать интерес к творчеству Фёдора Абрамова, творческие способности учащихся, умение формулировать собственное мнение и аргументировать его, делать выводы и обобщения;
— воспитывать «чувства добрые»: любовь к своей «малой» родине, близким людям, родному дому.
Оформление доски: Фёдор Александрович Абрамов. 1920-1983.
Эпиграфы к уроку:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Н.Рубцов
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Ю.Левитанский
Словарь: деревня Веркола Пинежского района Архангельской области; аскетизм; иждивенчество; никчёмность; потребительство; рационализм; самоотдача.
Вступительное слово учителя о Фёдоре Александровиче Абрамове.
Сегодня на уроке мы будем говорить о двух произведениях, объединённых в дилогию, известного писателя XX века — Фёдора Александровича Абрамова. На доске даты его жизни.
Имя Фёдора Абрамова обычно называют среди имён писателей-«деревенщиков», но термин «деревенская проза» скорее условен. Писатели-«деревенщики* в своих произведениях на материале жизни деревни размышляют о судьбе своей страны, ставят общечеловеческие проблемы.
Имя Фёдор, которое было дано писателю при крещении, во многом объясняет его характер. «Святой Фёдор Стратилат Великомученик был воителем, — говорил Абрамов, — оттого я такой воинственный и вышел». Он был непримирим в спорах, не признавал компромиссов.
(На интерактивной доске демонстрируются фотографии Абрамова, сделанные его женой Людмилой Владимировной Крутиковой-Абрамовой в его родной деревне Веркола Пинежского района Архангельской области: Фёдор Абрамов за околицей родного села, за строительством собственного дома, среди односельчан, на сенокосе.)
К Абрамову трудно было приблизиться: хмурый абрамовский взгляд из-под глубоких глазниц, из-под нависших бровей держал на расстоянии. И выражение лица у него было обыкновенно сумеречное. И строптивый неуравновешенный нрав.
Чтобы понять поэта, надо посетить страну поэта. У Абрамова была такая страна детства. Это его родное Верхнепинежье, глухая северная деревня Веркола, расположенная в четырёхстах километрах от ближайшего города. Здесь истоки его жизни, личности, творчества, здесь его самая большая любовь и боль. Север щедро одарил Абрамова родниковой чистоты совестью, ясностью души, зоркостью сердца, кремнёвым поморским характером. Он не мог жить без Русского Севера, без родной Верколы, сквозь образ родной деревни он постигал облик Родины, России. Он всегда ехал на Пинегу как в землю обетованную отдохнуть, прийти в себя, успокоить расшатавшиеся нервы. Здесь он работал, отсюда брал сюжеты будущих произведений. В статье «Сюжет и жизнь» Абрамов вспоминает, как однажды одну из своих соседок по Верколе, узнавшую себя в Пелагее и очень обидевшуюся на него за то, как он её «прописал», ему пришлось убеждать в том, что повесть вовсе не о ней. Особенно восторгался Абрамов самобытной речью северян, поэтому он придаёт большое значение диалектизмам и фольклору, его произведения насыщены цветистой народной северной «говорей», разнообразием народных интонаций.
В качестве первого эпиграфа к уроку я предлагаю вам исповедальные строки поэта Николая Рубцова — тоже северянина. На мой взгляд, они очень проникновенны и точно передают слияние душ этих художников слова с горячо любимой «малой» родиной.
Постановка целей урока.
Задача сегодняшнего урока — познакомиться с личностью Фёдора Абрамова, попытаться проникнуть в авторский замысел повестей «Пелагея» и «Алька», испытать тот душевный трепет к Русскому Северу, краю бескрайних озёр и белых ночей, который пронёс в своём сердце через всю жизнь писатель Фёдор Александрович Абрамов. Тему — идею урока мы с вами вместе постараемся сформулировать на заключительном этапе при подведении итогов.
Ученица даёт автобиографическую справку об Абрамове. Рассказывает о его ранней безотцовщине, о трудном полуголодном детстве в многодетной семье, о тяжёлом крестьянском труде, к которому он приобщился с младенчества, о блестящих успехах в учении, поступлении в Ленинградский университет, о его патриотическом порыве в начале войны (22 июня 1941 года записался добровольцем в народное ополчение), тяжёлом ранении, преподавательской деятельности в Ленинградском университете. Заведуя кафедрой, талантливый учёный и критик Абрамов начал пробовать перо и вскоре добровольно отказался от карьеры учёного, всецело посвятив себя писательскому труду. Имя Фёдора Абрамова стало широко известно в 1958 году, когда появился его первый роман «Братья и сестры», который впоследствии вошёл в тетралогию «Пряслины». Эпопея «Пряслины» в 1975 году была удостоена Государственной премии. В Верколе завершился круг земного бытия Фёдора Абрамова. Он похоронен на любимом угоре рядом с домом, построенным собственными руками.
— Прочитайте второй эпиграф. Как вы думаете, какие слова в нём являются ключевыми?
«Каждый выбирает для себя...»
— Значит, разговор у нас пойдёт о цели и смысле жизни героинь повестей Абрамова «Пелагея» и «Алька», и надеюсь, что он будет полезен вам, выбирающим сегодня свою жизненную дорогу.
— Повесть «Пелагея» вышла в свет в 1969 году, она выросла из рассказа Абрамова «На задворках». Откроем эту повесть и сразу встретимся с главной героиней. Пелагея возвращается из-за реки с пекарни. О чём думает в этот момент уставшая от тяжёлой работы женщина?
Надо брать от жизни больше.
- Какие примеры доказывают, что Пелагеей овладел дух собственничества?
Пелагея корыстолюбива. Желая в голодный год устроиться на работу в пекарню, она изменила мужу, поддерживать отношения старается только с нужными людьми. Особенно показательна сцена, когда Пелагея с благоговением развешивает в избе для просушки накопленное в сундуках добро.
- Каковы жизненные итоги Пелагеи? Осталась одна. Умер муж, которым она помыкала. Сбежала в город дочь и даже на похороны матери не приехала.
- Да, итог жизни горький и драматичный, но неужели вся жизнь Пелагеи сведена только к материальному благополучию? Давайте вспомним, как относилась Пелагея к работе.
Вызывает чувство глубокого уважения её трудовая истовость, любовь к делу. Два десятилетия Пелагея не знала отдыха. «Сколько раз за эти годы перекладывали печь на пекарне! А уж об отдельных кирпичах и говорить нечего — их меняли каждый год. Не выдерживали жары, лопались», а она работала, как песню пела. В своём деле Пелагея поэт.
— Как выдумаете, какой эпизод в повести можно назвать ключевым?
Эпизод похода постаревшей и больной Пелагеи на пекарню. Она идёт на пекарню, будто совершает паломничество к святым местам, где живёт последняя надежда на исцеление.
Вид запущенной пекарни сокрушил Пелагею, потому что она прежде всего вдохновенная труженица, такой и осталась жить в народной памяти. Поэтому тропку, по которой она многие годы ходила на свою «каторгу», односельчане окрестили в честь неё Паладьиной межой. Главное в характере Пелагеи — ощущение неизбывной радости от своего труда. Хотя не будем забывать, что Пелагея заражена «бациллой приобретательства». Это характер сложный и противоречивый.
При подготовке к уроку учащиеся отвечали на вопросы анкеты, которые помогли выявить первые читательские впечатления. В анкете также предлагалось задать вопросы учителю после прочтения повестей. Один из таких вопросов выношу на обсуждение класса. Вопрос задал Денис Т.
— Пелагея трудолюбивая женщина, но я её, честно говоря, не понимаю. Она же женщина и должна не только работать, но и отдыхать, следить за собой, заботиться о себе.
Думаю, что на этот вопрос лучше всего ответит сам Фёдор Абрамов.
Специально подготовленный ученик читает отрывок из статьи Абрамова «Сюжет и жизнь».
«В творчестве писателя в той или иной мере всё автобиографично, всё пропущено через его сердце... Нынешним летом, когда я приехал в свою родную деревню, на меня ворохом посыпались новости... Но, по правде сказать, меня больше всего взволновала одна частная, чисто человеческая новость — недавняя свадьба у пекарихи Евдокии... Пекарихой Евдокией — так у нас называют Евдокию Трофимовну, мою бывшую соседку, — я восхищался всегда. Восхищался живым, деятельным умом, её житейской и хозяйственной сноровкой. И, конечно же, её трудолюбием. Человеку давно за пятьдесят, здоровьишко так себе. Дети все пристроены - ну чего, казалось бы, убиваться, чего не сидеть дома? А она каждый день в любую погоду — в осеннюю грязь и слякоть, в зимнюю лютую стужу, в весеннюю распутицу — шлёпала за реку на свою пекарню...»
Абрамов более всего ценит в людях трудолюбие, поэтому его героиня фанатично трудолюбива. И понять его можно. Сам с детства познал тяжёлый крестьянский труд, упорно работал над каждым своим произведением. И даже друзьям своим говорил, что хотел бы, чтобы на его памятнике были высечены слова: «Здесь лежит человек, который при жизни не наработался».
Логическим продолжением повести «Пелагея» стала повесть «Алька». Предоставим слово Абрамову. Вот что он говорит о замысле повести «Алька» в статье «Писательство — это честный разговор о жизни».
«Алька для меня прежде всего характер, живой человек, дочь Пелагеи Амосовой — этой великой труженицы, поэта работы и вместе с тем аскета. Поведение Альки - это реакция на тот аскетизм жизни, которая выпала на долю старших поколений... В Альке проявляются потребительские тенденции современной молодёжи. Вот психология иных нынешних родителей, психология чисто мещанская: мы жили плохо, мы ходили в обносках — так уж наши дети... Это кончается слишком тяжело и часто драматично для этих осчастливленных родителями детей. Они оказываются потребителями, не способными к работе, к преодолению трудностей».
— В книге «Загадки русских имён» имени Алька даётся следующее толкование: «певунья и хохотушка». Как вы думаете, оправдывает ли героиня Абрамова своё имя? Какие примеры из текста можете привести?
Алька лихо отплясывает в клубе с незнакомыми студентами, не думая о том, что это неприлично; в ответ на недовольство матери её халатным отношением к работе на пекарне беспечно заявляет: «Исть захотят — слопают»; она быстро усваивает ресторанную науку, обольщается беспечно-лёгкой жизнью в городе. Но более всего легкомыслие Альки проявляется в её отношении к родительскому дому, ради которого отец и мать «жизнь свою положили», она готова его продать.
- Давайте вспомним, с каким настроением приезжает Алька в деревню. Как она выглядит? Что хочет показать своим внешним видом?
Альке очень хочется продемонстрировать односельчанам материальный достаток, свою успешность и успех у мужчин.
- Так ли это? Действительно ли всё в её жизни сложилось удачно? Какие эпизоды убеждают, что расторопная и смазливая официантка Алька человеческого счастья и настоящей радости в жизни не нашла?
В деревне Альку потрясла встреча с подругой Лидкой Вахромеевой и её мужем Митей — первобытным, дурачком блаженным, как она считала, их трогательные отношения и желание защитить своё семейное счастье от неё, от Альки. После этой встречи в сцене откровенного разговора с тёткой Алька впервые задаёт себе самые главные жизненные вопросы: «Пошто меня никто не любит? Неужели испечь хороший хлеб — это и есть самая большая радость в жизни?»
— Финал повести открытый. Автор не даёт нам ответа на вопрос, продаст ли Алька родительский дом. Он предлагает нам думать и решать, как сложится в дальнейшем жизнь героини. Как вам видится будущее Альки?
Этот вопрос вызывает горячую дискуссию, и мнения учащихся расходятся. Приведу наиболее характерные ответы.
Олеся К: «Перед Алькой встаёт выбор: лёгкая жизнь в городе и деньги или родительский дом и дорогие ей люди. Мне кажется, что Алька всё-таки выберет дом, ведь много в ней хорошего. Появилось же у неё желание остаться в деревне! Она и работать умеет не хуже своих деревенских сверстников».
Ирина Н.: «Я думаю, что дальше Алька так и будет переходить с одного места на другое и не найдёт своего пристанища».
Я попросила ученика в качестве индивидуального домашнего задания «дописать» повесть «Алька», дать свой вариант окончания произведения. Автор работы Дмитрий И.
«Прошло ещё полгода. От Альки пришло письмо, в котором была одна-единственная фраза: "Продан ли дом и где деньги?" Получив это письмо, Анисья долго не могла прийти в себя, кляла Альку за непочтение к родителям, потом и кровью построивших дом. Через несколько дней Анисья от горя умерла.
Алька, получив телеграмму из Летовки о смерти тётки, поняла, что ехать в деревню всё-таки придётся.
На похоронах, стоя у гроба Анисьи, Алька переживала искренне, но уже знала, что больше её в деревне ничто не удерживает. Воспоминания нахлынули с новой силой: вспомнился больной отец, трудолюбивая мать, так любившая собирать ягоды, строгая тётка Анисья. Алька закатила небывалые похороны, стараясь в очередной раз показать односельчанам, что живёт она хорошо.
Но на самом деле, и это грызло Альку, её положение было вовсе не прекрасным. Авиакомпания, в которой она работала, отказала ей в загранрейсах, мотивируя тем, что Алька не знает иностранных языков. Денег заметно поубавилось, и она вознамерилась решить свои материальные проблемы за счёт продажи тёткиного и материнского домов.
Когда она пришла с этим предложением в сельсовет, Василий Игнатьевич остолбенел. Он её и ругал, и совестил, но всё было напрасно. Алька была непреклонна: продать на дрова. В конце-концов ему пришлось уступить, но раскатывать дома на дрова он не собирался, да и не дадут ему это сделать односельчане. Он решил, что дома ещё послужат.
Получив деньги, Алька осознала, что совершила святотатство. Она собрала вещи, дождалась вечера и в сумерках задами вышла на автобусную остановку».
- Как относится к своей героине Абрамов? Вновь обратимся к статье «Писательство — это трудный разговор о жизни».
Она ему дорога, он пытается оправдать её, но вынужден признать, что легкомыслие и ветреность ведут Альку по жизни.
— Тема дома как символа вековых нравственных устоев, которыми сильна Россия, проходит у Абрамова во многих произведениях. Последний роман тетралогии «Прясли-ны» так и называется — «Дом». Устами одного из героев этого романа Калины Ивановича писатель объясняет смысл названия романа: «...Россия-то из домов состоит... из деревянных». Для Абрамова судьба дома, судьба человека, судьба России слились воедино. В своём дневнике он писал: «...Человек строит дом всю жизнь. И одновременно строит себя». Каждый из нас в ответе за судьбу своей страны так же, как за судьбу своей семьи. И если дочь своими руками разрушает родительский дом, значит, рушатся те нравственные ценности, которыми от века жили наши предки. Это не даёт покоя душе писателя.
Абрамова волнует судьба каждого человека, живущего на земле. Каждый после себя должен оставить свою «межу». Что вы оставите? Дом? Дерево? Счастливых детей? Или чужую разбитую жизнь? Над этими вопросами заставляет нас думать Фёдор Александрович Абрамов, страстным словом своим творящий деятельное добро.
- Подведём итоги и попробуем сформулировать тему нашего урока так, чтобы отразить в ней основное содержание нашего разговора.
Варианты, предложенные учащимися: «Каждый выбирает для себя...» (Ю.Левитанский); «Жизнь прожить — не поле перейти»; «Как нелегко красиво жить!» (А.Городницкий).
Домашнее задание.
— Сегодня состоялось наше первое знакомство с творчеством Абрамова, поэтому предлагаю вам прочитать любую повесть или рассказ этого автора и написать сочинение-размышление «Какие мысли, чувства, переживания вызвала у меня повесть (рассказ) Абрамова...».
ЛИТЕРАТУРА
1. АБРАМОВ Фёдор. Чем живём-кормимся: Очерки. Статьи. Воспоминания. Литературные портреты. Заметки. Размышления. Беседы. Интервью. Выступления. — Л.: Советский писатель, 1986.
2. КРУТИКОВА-АБРАМОВА Л.В. Ищите праведный путь // Литература в школе. — 2000. - № 2.
3. ОКЛЯНСКИЙ Юрий. Дом на угоре: О Фёдоре Абрамове и его книгах. — М.: Художественная литература, 1990.