БУТОРИНА Наталья Анатольевна —

учитель МОУ СОШ МО «Янтарный городской округ» Калининградской области

К 90-летию со дня рождения Фёдора Абрамова

ФЁДОР АБРАМОВ.

ДИЛОГИЯ «ПЕЛАГЕЯ» И «АЛЬКА»

XI КЛАСС

 

Около тридцати лет работаю учителем в посёлке Янтарном, расположенном в живо­писном месте на берегу Балтийского моря. Здесь всё вызывает восторг туристов: бес­крайняя Балтика, мягкий морской климат, уникальное, единственное в мире месторож­дение янтаря. Но, несмотря на красоту Кали­нинградской земли и прекрасные климати­ческие условия, душа моя тоскует по Русскому Северу, по настоящей зиме с ог­ромными сугробами и крепким морозом, по студёному Белому морю, по городу Архан­гельску, где я родилась, где прошло моё дет­ство, где в 1979 году окончила Архангель­ский педагогический институт имени М.В.Ломоносова. Мне дорого всё, что связа­но с поморским краем лесозаготовителей и рыбаков, но с особенным благоговением от­ношусь к самобытным писателям-северя­нам: Степану Писахову, Борису Шергину и, конечно, Фёдору Абрамову. Хочу познако­мить с их творчеством своих учеников, поэ­тому уроки в XI классе по «деревенской» про­зе в современной литературе всегда провожу по творчеству своего великого зем­ляка Фёдора Александровича Абрамова.

Душевный трепет писателя перед суро­вым северным краем, его горячая заинтере­сованность в судьбе земляков близки и по­нятны каждому северянину, стремлюсь передать эти чувства своим ученикам вме­сте с мыслью о том, что любовь к своей «ма­лой» родине сопровождает и согревает че­ловека всю жизнь. Герои Абрамова — носители русских национальных черт харак­тера, выходцы из русской глубинки, где тра­диционно формировалась народная нравст­венность, где люди бережно сохраняют национальные традиции. Заинтересован­ность, которую проявляют ученики к абра-мовским урокам, убеждает меня в том, что творчество Абрамова имеет огромное вос­питательное значение для них, выросших в самой западной точке России, в непосред­ственном соседстве с европейскими госу­дарствами и под влиянием их культур.

С одним из уроков по творчеству Фёдора Александровича Абрамова предлагаю поз­накомиться читателям журнала.

Тема урока: Фёдор Абрамов. Дилогия «Пелагея» и «Алька».

Цели урока:

— познакомить учащихся с личностью Абрамова; учить анализу художественного текста, помочь уяснить сюжет, идейное содержание повестей «Пелагея» и «Алька», оп­ределить авторскую позицию;

— развивать интерес к творчеству Фёдо­ра Абрамова, творческие способности уча­щихся, умение формулировать собственное мнение и аргументировать его, делать выво­ды и обобщения;

—  воспитывать «чувства добрые»: лю­бовь к своей «малой» родине, близким лю­дям, родному дому.

Оформление доски: Фёдор Александро­вич Абрамов. 1920-1983.

Эпиграфы к уроку:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

                                                          Н.Рубцов

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку —

Каждый выбирает для себя.

                                                  Ю.Левитанский

Словарь: деревня Веркола Пинежского района Архангельской области; аскетизм; иждивенчество; никчёмность; потребитель­ство; рационализм; самоотдача.

Вступительное слово учителя о Фё­доре Александровиче Абрамове.

Сегодня на уроке мы будем говорить о двух произведениях, объединённых в дило­гию, известного писателя XX века — Фёдора Александровича Абрамова. На доске даты его жизни.

Имя Фёдора Абрамова обычно называют среди имён писателей-«деревенщиков», но термин «деревенская проза» скорее усло­вен. Писатели-«деревенщики* в своих про­изведениях на материале жизни деревни размышляют о судьбе своей страны, ставят общечеловеческие проблемы.

Имя Фёдор, которое было дано писате­лю при крещении, во многом объясняет его характер. «Святой Фёдор Стратилат Велико­мученик был воителем, — говорил Абра­мов, — оттого я такой воинственный и вы­шел». Он был непримирим в спорах, не признавал компромиссов.

(На интерактивной доске демонстриру­ются фотографии Абрамова, сделанные его женой Людмилой Владимировной Крутико­вой-Абрамовой в его родной деревне Вер­кола Пинежского района Архангельской об­ласти: Фёдор Абрамов за околицей родного села, за строительством собственного до­ма, среди односельчан, на сенокосе.)

К Абрамову трудно было приблизиться: хмурый абрамовский взгляд из-под глубоких глазниц, из-под нависших бровей держал на расстоянии. И выражение лица у него было обыкновенно сумеречное. И строптивый не­уравновешенный нрав.

Чтобы понять поэта, надо посетить стра­ну поэта. У Абрамова была такая страна дет­ства. Это его родное Верхнепинежье, глухая северная деревня Веркола, расположенная в четырёхстах километрах от ближайшего горо­да. Здесь истоки его жизни, личности, твор­чества, здесь его самая большая любовь и боль. Север щедро одарил Абрамова родни­ковой чистоты совестью, ясностью души, зор­костью сердца, кремнёвым поморским харак­тером. Он не мог жить без Русского Севера, без родной Верколы, сквозь образ родной де­ревни он постигал облик Родины, России. Он всегда ехал на Пинегу как в землю обетован­ную отдохнуть, прийти в себя, успокоить рас­шатавшиеся нервы. Здесь он работал, отсю­да брал сюжеты будущих произведений. В статье «Сюжет и жизнь» Абрамов вспомина­ет, как однажды одну из своих соседок по Верколе, узнавшую себя в Пелагее и очень обидевшуюся на него за то, как он её «пропи­сал», ему пришлось убеждать в том, что по­весть вовсе не о ней. Особенно восторгался Абрамов самобытной речью северян, поэтому он придаёт большое значение диалектиз­мам и фольклору, его произведения насыще­ны цветистой народной северной «говорей», разнообразием народных интонаций.

В качестве первого эпиграфа к уроку я предлагаю вам исповедальные строки поэта Николая Рубцова — тоже северянина. На мой взгляд, они очень проникновенны и точ­но передают слияние душ этих художников слова с горячо любимой «малой» родиной.

Постановка целей урока.

Задача сегодняшнего урока — познако­миться с личностью Фёдора Абрамова, по­пытаться проникнуть в авторский замысел повестей «Пелагея» и «Алька», испытать тот душевный трепет к Русскому Северу, краю бескрайних озёр и белых ночей, который пронёс в своём сердце через всю жизнь пи­сатель Фёдор Александрович Абрамов. Те­му — идею урока мы с вами вместе постара­емся сформулировать на заключительном этапе при подведении итогов.

Ученица даёт автобиографическую справку об Абрамове. Рассказывает о его ранней безотцовщине, о трудном полуголод­ном детстве в многодетной семье, о тяжёлом крестьянском труде, к которому он приоб­щился с младенчества, о блестящих успехах в учении, поступлении в Ленинградский уни­верситет, о его патриотическом порыве в на­чале войны (22 июня 1941 года записался до­бровольцем в народное ополчение), тяжёлом ранении, преподавательской деятельности в Ленинградском университете. Заведуя кафе­дрой, талантливый учёный и критик Абрамов начал пробовать перо и вскоре добровольно отказался от карьеры учёного, всецело по­святив себя писательскому труду. Имя Фёдо­ра Абрамова стало широко известно в 1958 году, когда появился его первый роман «Бра­тья и сестры», который впоследствии вошёл в тетралогию «Пряслины». Эпопея «Пряслины» в 1975 году была удостоена Государст­венной премии. В Верколе завершился круг земного бытия Фёдора Абрамова. Он похо­ронен на любимом угоре рядом с домом, по­строенным собственными руками.

—  Прочитайте второй эпиграф. Как вы думаете, какие слова в нём являются ключе­выми?

«Каждый выбирает для себя...»

— Значит, разговор у нас пойдёт о цели и смысле жизни героинь повестей Абрамова «Пелагея» и «Алька», и надеюсь, что он будет полезен вам, выбирающим сегодня свою жизненную дорогу.

—  Повесть «Пелагея» вышла в свет в 1969 году, она выросла из рассказа Абрамо­ва «На задворках». Откроем эту повесть и сразу встретимся с главной героиней. Пела­гея возвращается из-за реки с пекарни. О чём думает в этот момент уставшая от тя­жёлой работы женщина?

Надо брать от жизни больше.

- Какие примеры доказывают, что Пелагеей овладел дух собственничества?

Пелагея корыстолюбива. Желая в голод­ный год устроиться на работу в пекарню, она изменила мужу, поддерживать отношения старается только с нужными людьми. Осо­бенно показательна сцена, когда Пелагея с благоговением развешивает в избе для про­сушки накопленное в сундуках добро.

- Каковы жизненные итоги Пелагеи? Осталась одна. Умер муж, которым она помыкала. Сбежала в город дочь и даже на похороны матери не приехала.

- Да, итог жизни горький и драматич­ный, но неужели вся жизнь Пелагеи сведена только к материальному благополучию? Да­вайте вспомним, как относилась Пелагея к работе.

Вызывает чувство глубокого уважения её трудовая истовость, любовь к делу. Два  десятилетия Пелагея не знала отдыха. «Сколько раз за эти годы перекладывали печь на пекарне! А уж об отдельных кирпичах и говорить нечего — их меняли каждый год. Не выдерживали жары, лопались», а она ра­ботала, как песню пела. В своём деле Пела­гея поэт.

— Как выдумаете, какой эпизод в повес­ти можно назвать ключевым?

Эпизод похода постаревшей и больной Пелагеи на пекарню. Она идёт на пекарню, будто совершает паломничество к святым местам, где живёт последняя надежда на ис­целение.

Вид запущенной пекарни сокрушил Пелагею, потому что она прежде всего вдохно­венная труженица, такой и осталась жить в народной памяти. Поэтому тропку, по кото­рой она многие годы ходила на свою «катор­гу», односельчане окрестили в честь неё Паладьиной межой. Главное в характере Пелагеи — ощущение неизбывной радости от своего труда. Хотя не будем забывать, что Пелагея заражена «бациллой приобрета­тельства». Это характер сложный и противо­речивый.

При подготовке к уроку учащиеся отве­чали на вопросы анкеты, которые помогли выявить первые читательские впечатления. В анкете также предлагалось задать вопро­сы учителю после прочтения повестей. Один из таких вопросов выношу на обсуждение класса. Вопрос задал Денис Т.

— Пелагея трудолюбивая женщина, но я её, честно говоря, не понимаю. Она же жен­щина и должна не только работать, но и от­дыхать, следить за собой, заботиться о себе.

Думаю, что на этот вопрос лучше всего ответит сам Фёдор Абрамов.

Специально подготовленный ученик чи­тает отрывок из статьи Абрамова «Сюжет и жизнь».

«В творчестве писателя в той или иной мере всё автобиографично, всё пропуще­но через его сердце... Нынешним летом, когда я приехал в свою родную деревню, на меня ворохом посыпались новости... Но, по правде сказать, меня больше всего взволновала одна частная, чисто человече­ская новость — недавняя свадьба у пекарихи Евдокии... Пекарихой Евдокией — так у нас называют Евдокию Трофимовну, мою бывшую соседку, — я восхищался всегда. Восхищался живым, деятельным умом, её житейской и хозяйственной сноровкой. И, конечно же, её трудолюбием. Человеку давно за пятьдесят, здоровьишко так себе. Дети все пристроены - ну чего, казалось бы, убиваться, чего не сидеть дома? А она каждый день в любую погоду — в осеннюю грязь и слякоть, в зимнюю лютую стужу, в весеннюю распутицу — шлёпала за реку на свою пекарню...»

Абрамов более всего ценит в людях тру­долюбие, поэтому его героиня фанатично трудолюбива. И понять его можно. Сам с детства познал тяжёлый крестьянский труд, упорно работал над каждым своим произве­дением. И даже друзьям своим говорил, что хотел бы, чтобы на его памятнике были высе­чены слова: «Здесь лежит человек, который при жизни не наработался».

Логическим продолжением повести «Пе­лагея» стала повесть «Алька». Предоставим слово Абрамову. Вот что он говорит о замыс­ле повести «Алька» в статье «Писательство — это честный разговор о жизни».

«Алька для меня прежде всего характер, живой человек, дочь Пелагеи Амосовой — этой великой труженицы, поэта работы и вме­сте с тем аскета. Поведение Альки - это реак­ция на тот аскетизм жизни, которая выпала на долю старших поколений... В Альке проявля­ются потребительские тенденции современ­ной молодёжи. Вот психология иных нынеш­них родителей, психология чисто мещанская: мы жили плохо, мы ходили в обносках — так уж наши дети... Это кончается слишком тяжело и часто драматично для этих осчастливленных родителями детей. Они оказываются потре­бителями, не способными к работе, к преодо­лению трудностей».

— В книге «Загадки русских имён» имени Алька даётся следующее толкование: «певу­нья и хохотушка». Как вы думаете, оправды­вает ли героиня Абрамова своё имя? Какие примеры из текста можете привести?

Алька лихо отплясывает в клубе с незна­комыми студентами, не думая о том, что это неприлично; в ответ на недовольство мате­ри её халатным отношением к работе на пе­карне беспечно заявляет: «Исть захотят — слопают»; она быстро усваивает ресторан­ную науку, обольщается беспечно-лёгкой жизнью в городе. Но более всего легкомыс­лие Альки проявляется в её отношении к ро­дительскому дому, ради которого отец и мать «жизнь свою положили», она готова его продать.

- Давайте вспомним, с каким настрое­нием приезжает Алька в деревню. Как она выглядит? Что хочет показать своим внеш­ним видом?

Альке очень хочется продемонстриро­вать односельчанам материальный доста­ток, свою успешность и успех у мужчин.

- Так ли это? Действительно ли всё в её жизни сложилось удачно? Какие эпизоды убеждают, что расторопная и смазливая официантка Алька человеческого счастья и настоящей радости в жизни не нашла?

В деревне Альку потрясла встреча с под­ругой Лидкой Вахромеевой и её мужем Ми­тей — первобытным, дурачком блаженным, как она считала, их трогательные отношения и желание защитить своё семейное счастье от неё, от Альки. После этой встречи в сцене откровенного разговора с тёткой Алька впервые задаёт себе самые главные жиз­ненные вопросы: «Пошто меня никто не лю­бит? Неужели испечь хороший хлеб — это и есть самая большая радость в жизни?»

—  Финал повести открытый. Автор не даёт нам ответа на вопрос, продаст ли Аль­ка родительский дом. Он предлагает нам думать и решать, как сложится в дальней­шем жизнь героини. Как вам видится буду­щее Альки?

Этот вопрос вызывает горячую дискус­сию, и мнения учащихся расходятся. Приве­ду наиболее характерные ответы.

Олеся К: «Перед Алькой встаёт выбор: лёгкая жизнь в городе и деньги или родитель­ский дом и дорогие ей люди. Мне кажется, что Алька всё-таки выберет дом, ведь много в ней хорошего. Появилось же у неё желание ос­таться в деревне! Она и работать умеет не ху­же своих деревенских сверстников».

Ирина Н.: «Я думаю, что дальше Алька так и будет переходить с одного места на другое и не найдёт своего пристанища».

Я попросила ученика в качестве индиви­дуального домашнего задания «дописать» повесть «Алька», дать свой вариант оконча­ния произведения. Автор работы Дмитрий И.

«Прошло ещё полгода. От Альки пришло письмо, в котором была одна-единственная фраза: "Продан ли дом и где деньги?" Полу­чив это письмо, Анисья долго не могла прий­ти в себя, кляла Альку за непочтение к роди­телям, потом и кровью построивших дом. Через несколько дней Анисья от горя умерла.

Алька, получив телеграмму из Летовки о смерти тётки, поняла, что ехать в деревню всё-таки придётся.

На похоронах, стоя у гроба Анисьи, Аль­ка переживала искренне, но уже знала, что больше её в деревне ничто не удерживает. Воспоминания нахлынули с новой силой: вспомнился больной отец, трудолюбивая мать, так любившая собирать ягоды, строгая тётка Анисья. Алька закатила небывалые по­хороны, стараясь в очередной раз показать односельчанам, что живёт она хорошо.

Но на самом деле, и это грызло Альку, её положение было вовсе не прекрасным. Авиа­компания, в которой она работала, отказала ей в загранрейсах, мотивируя тем, что Алька не знает иностранных языков. Денег заметно поубавилось, и она вознамерилась решить свои материальные проблемы за счёт прода­жи тёткиного и материнского домов.

Когда она пришла с этим предложением в сельсовет, Василий Игнатьевич остолбе­нел. Он её и ругал, и совестил, но всё было напрасно. Алька была непреклонна: продать на дрова. В конце-концов ему пришлось усту­пить, но раскатывать дома на дрова он не со­бирался, да и не дадут ему это сделать одно­сельчане. Он решил, что дома ещё послужат.

Получив деньги, Алька осознала, что со­вершила святотатство. Она собрала вещи, дождалась вечера и в сумерках задами вы­шла на автобусную остановку».

- Как относится к своей героине Абра­мов? Вновь обратимся к статье «Писательст­во — это трудный разговор о жизни».

Она ему дорога, он пытается оправдать её, но вынужден признать, что легкомыслие и ветреность ведут Альку по жизни.

— Тема дома как символа вековых нрав­ственных устоев, которыми сильна Россия, проходит у Абрамова во многих произведе­ниях. Последний роман тетралогии «Прясли-ны» так и называется — «Дом». Устами одно­го из героев этого романа Калины Ивановича писатель объясняет смысл названия романа: «...Россия-то из домов состоит... из де­ревянных». Для Абрамова судьба дома, судьба человека, судьба России слились во­едино. В своём дневнике он писал: «...Чело­век строит дом всю жизнь. И одновременно строит себя». Каждый из нас в ответе за судьбу своей страны так же, как за судьбу своей семьи. И если дочь своими руками разрушает родительский дом, значит, ру­шатся те нравственные ценности, которыми от века жили наши предки. Это не даёт покоя душе писателя.

Абрамова волнует судьба каждого чело­века, живущего на земле. Каждый после се­бя должен оставить свою «межу». Что вы ос­тавите? Дом? Дерево? Счастливых детей? Или чужую разбитую жизнь? Над этими вопросами заставляет нас думать Фёдор Алек­сандрович Абрамов, страстным словом сво­им творящий деятельное добро.

- Подведём итоги и попробуем сформу­лировать тему нашего урока так, чтобы отра­зить в ней основное содержание нашего разговора.

Варианты, предложенные учащимися: «Каждый выбирает для себя...» (Ю.Левитанский); «Жизнь прожить — не поле пе­рейти»; «Как нелегко красиво жить!» (А.Городницкий).

Домашнее задание.

— Сегодня состоялось наше первое зна­комство с творчеством Абрамова, поэтому предлагаю вам прочитать любую повесть или рассказ этого автора и написать сочинение-размышление «Какие мысли, чувства, переживания вызвала у меня повесть (рас­сказ) Абрамова...».

ЛИТЕРАТУРА

1. АБРАМОВ Фёдор. Чем живём-кормим­ся: Очерки. Статьи. Воспоминания. Лите­ратурные портреты. Заметки. Размышле­ния. Беседы. Интервью. Выступления. — Л.: Советский писатель, 1986.

2. КРУТИКОВА-АБРАМОВА Л.В. Ищите праведный путь // Литература в школе. — 2000. - № 2.

3.  ОКЛЯНСКИЙ Юрий. Дом на угоре: О Фёдоре Абрамове и его книгах. — М.: Художественная литература, 1990.

 

НОВИНКИ
ПАРТНЕРЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Для улучшения качества работы этот сайт использует cookies. Пользуясь этим сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies.