Список статей по математике. 2022/1
05.02.2022
445

Бунимович Е. Внимание: практико-ориентированные задачи // Математика в школе. - 2021. - № 6. - 2-я с. обл. : фот.
О введении задач практического содержания в ОГЭ по математике.

Бунимович Е. Нет худа без добра // Математика в школе. - 2021. - № 7. - 2-я с. обл. : фот.
Дистанционное обучение показало, что в будущем цифровые технологии станут важным и полезным дополнением к очному учебному процессу.

Бунимович Е. Платон, Сократ, Дистант и Интернет // Математика в школе. - 2021. - № 5. - 2-я с. обл. : фот.
После вынужденного дистанционного обучения стала особенно очевидна потребность наших учеников в живой речи, в живом общении, в живом диалоге учителя и ученика, за который так ратовал Сократ.

Ветошкина Е. С. Тесты на проверку сформированности функциональной математической грамотности школьников / Е. С. Ветошкина, С. П. Хэкало // Математика в школе. - 2021. - № 6. - С. 38-52 : 6 табл., 7 рис.
Представлены варианты тестов на выявление уровня функциональной математической грамотности школьников на этапе завершения основной школы; на основе результатов тестов предлагаются индивидуальные образовательные маршруты ученика, выявляются дефициты класса по формированию функциональной математической грамотности и даются рекомендации учителю по работе с групповыми дефицитами.

Дубровский В. Н. Об экзамене по математике для иностранных студентов, поступающих в университеты Турции / В. Н. Дубровский, Н. А. Лебедева, Т. А. Чернецкая // Математика в школе. - 2021. - № 7. - С. 58-75 : табл.
Статья знакомит читателей с особенностями экзамена по математике для иностранных студентов, желающих поступить в вузы Турции. Приводятся и обсуждаются задания и их решения варианта экзамена 2019 года.

Журавлева Н. А. А дойдет ли очередь до планиметрии / Н. А. Журавлева, М. А. Кейв // Математика в школе. - 2021. - № 7. - С. 52-57 : 2 рис., табл.
Представлены статистика выполнения обучающимися заданий по планиметрии ОГЭ и ЕГЭ 2018-2020 гг. и приведены решения задания с развернутым ответом ЕГЭ профильного уровня 2021 г. Сделаны выводы о проблемах, связанных с обучением планиметрии в школе. Приведены некоторые рекомендации по устранению выявленных проблем.

Заключительный этап олимпиады "Физтех - 2021" по математике. 9 и 10 классы / Н. Х. Агаханов, И. И. Богданов, И. В. Глухов [и др.] // Математика в школе. - 2021. - № 7. - С. 12-18 : 3 рис.
Приведены задания 9 и 10 класса (с решениями) заключительного этапа олимпиады "Физтех" по математике 2021 года.

Златопольский Д. М. Некоторые факты из истории использования двоичной системы счисления в докомпьютерную эпоху // Математика в школе. - 2021. - № 5. - С. 61-70 : 11 рис.
Приводятся примеры (в том числе малоизвестные) применения двоичной системы счисления до момента появления электронных вычислительных машин. Среди таковых, в частности, рассматриваются задача о минимальном наборе гирь, шифр Бэкона, шрифт Брайля, код Морзе, стенографическая машина, фокус, головоломка и др.

Иванова Е. И. Задачи на раскраску // Математика в школе. - 2021. - № 7. - С. 76-78 : 5 рис.
Представленная подборка задач посвящена теме раскрасок.

Игнатьева И. В. Учимся составлять задачи / И. В. Игнатьева, П. И. Совертков // Математика в школе. - 2021. - № 5. - С. 77-80.
Рассматривается один из способов конструирования алгебраических выражений, основанный на поэтапном обобщении параметров исходной задачи.

Калинин С. И. Обобщённое неравенство Караматы // Математика в школе. - 2021. - № 5. - С. 14-22 : рис. Рассматривается неравенство Караматы для выпуклой (вогнутой) на промежутке функции. Показывается, что неравенство Иенсена есть следствие неравенства Караматы. Приводится обоснование ряда классических неравенств с помощью обсуждаемого неравенства.

Карпушина Н. Этюд в картофельных тонах // Математика в школе. - 2021. - № 6. - С. 79-80 : 3 рис.
Представлены занимательные задачи про картофель.

Квашко Л. П. Диагностические инструменты анализа и оценки уровня усвоения знаний и умений учащихся на уроках математики // Математика в школе. - 2021. - № 5. - С. 45-60 : табл.
Обсуждается проблема объективной оценки уровня усвоения математики учениками школ. Обозначены теоретические положения, лежащие в основе анализа и оценки, представлена классификация оценочных материалов в соответствии с проверяемым уровнем усвоения, определены требования к тестам, методика тестирования и критерии оценки результатов обучения. Рассмотрены примеры создания диагностических материалов с использованием предложенной методики, намечены перспективы её применения.

Кондратьева Г. В. К. П. Буренин – гроза дореволюционных школяров // Математика в школе. - 2021. - № 6. - С. 70-74.
Рассматривается жизнь и деятельность педагога-математика пореформенной России К. П. Буренина. Реконструированы утраченные факты биографии. Рассмотрен феномен задачника-долгожителя, создателем которого является К. П. Буренин в соавторстве с А. Ф. Малининым.

Кузнецова Т. И. Всероссийский научно-методический семинар "Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом" в 2020/2021 учебном году / Т. И. Кузнецова, Г. В. Кондратьева // Математика в школе. - 2021. - № 6. - С. 75-78.
Представлен обзор Всероссийского научно-методического семинара "Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом" в 2020-2021 учебном году. Цель мероприятия - обмен опытом и поиск практических решений.

Кузьмичев А. И. Обыкновенные дроби : ч. 1 / А. И. Кузьмичев, Ю. В. Сосновский // Математика в школе. - 2021. - № 7. - С. 31-40.
Рассмотрены вопросы введения обыкновенных дробей и обоснования их свойств в школьном курсе математики. Приводятся все необходимые доказательства.

Малышев И. Г. Про "дефицит" // Математика в школе. - 2021. - № 5. - С. 3-7 : 4 рис.
Рассмотрены вопросы искусственности некоторых понятий в образовании. В частности, это касается часто используемого в настоящее время понятия "профессиональные дефициты".

Пименов Р. Р. Азбука геометрии в правильном десятиугольнике, или Декаметрон // Математика в школе. - 2021. - № 6. - С. 21-31 : 10 рис.
В статье правильный десятиугольник выступает как учебное пособие по введению в элементарную геометрию и теорию фракталов. Золотое сечение, различные виды симметрии, свойства диагоналей и других элементов десятиугольника представляют увлекательный материал, стимулирующий познавательную активность учащихся в неразрывной связи с эстетикой.

Региональные этапы Всероссийской олимпиады школьников по математике и олимпиады им. Л. Эйлера 2020/2021 учебного года : первый день / Н. Х. Агаханов, И. И. Богданов, П. А. Кожевников [и др.] // Математика в школе. - 2021. - № 7. - С. 19-30 : 8 рис.
В статье приводятся задания (с решениями) первого дня региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике и олимпиады им. Л. Эйлера 2020/2021 учебного года.

Рыжик В. И. И тут пришла на помощь физика... // Математика в школе. - 2021. - № 6. - С. 17-20. Рассматриваются альтернативные способы получения формул площадей и объёмов.

Рыжик В. И. Компьютер в школе. Взгляд назад и взгляд вперед // Математика в школе. - 2021. - № 5. - С. 23-36 : 9 рис.
Анализируется многолетний опыт использования компьютерных инструментов в школьном математическом образовании и намечаются некие перспективы.

Смирнов В. А. Экстремальные задачи по геометрии. 7 класс / В. А. Смирнов, И. М. Смирнова // Математика в школе. - 2021. - № 7. - С. 41-51 : 34 рис.
Рассматриваются задачи по геометрии на нахождение наибольших и наименьших значений (экстремальные задачи), которые могут быть использованы при обучении геометрии в 7-м классе.

Тумашева О. В. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики: размышления о новых целевых ориентирах // Математика в школе. - 2021. - № 5. - С. 8-13 : 3 рис.
Функциональная грамотность учащихся - одна из актуальных образовательных результатов. В статье представлена авторская позиция относительно необходимости формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках математики и возможности сделать это без ущерба для качества математической подготовки выпускников общеобразовательной школы.

Ястребов А. В. Буксующие колёса и циклоидальные кривые // Математика в школе. - 2021. - № 6. - С. 53-62 : 11 рис.
Классическое определение циклоидальных кривых включает в себя требование того, чтобы окружность катилась по той или иной линии без скольжения. В данной статье это требование не налагается. Вводится два понятия: сцепление колеса с дорогой и коэффициент сцепления колеса с дорогой. Выводятся параметрические уравнения циклоидальных кривых и изучается форма кривых в зависимости от значения коэффициента сцепления. Описана исследовательская работа школьников в этой области.

Ястребов А. В. Единичный отрезок как дополнительный инструмент геометрических построений // Математика в школе. - 2021. - № 5. - С. 37-44 : 6 рис.
Рассматривается несколько простых задач на построение, для решения которых недостаточно канонического набора инструментов, состоящего из циркуля и линейки. Добавление дополнительного инструмента – единичного отрезка – делает построения несложными. Изучаются возможности расширенного набора инструментов. Делается акцент на выявление причин, приводящих к последующим математическим рассуждениям.

НОВИНКИ
ПАРТНЕРЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Для улучшения качества работы этот сайт использует cookies. Пользуясь этим сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies.