Мода

«Все это к моде очень близко…»

Как часто при  чтении произведений классики мы не замечаем деталей костюма литературного персонажа. И тогда пропадает скрытый смысл, глубокий подтекст, емкий намек, вложенный автором и вполне понятный  его современникам и непонятный нам.

Не следует забывать, что  описание костюма в художественном произведении – это важное средство социальной и психологической характеристики героев. А.П.Чехову принадлежит высказывание: «Для того, чтобы подчеркнуть бедность просительницы, не нужно тратить много слов, говорить о ее жалком и несчастном виде, а следует только вскользь сказать, что она была в рыжей тальме». Читатель-современник писателя – без усилий понимал, что кроется за «рыжей тальмой». Но большинство из нас,  живущих в 21 веке, этого не понимает.

Развитие моды в 19 веке происходило очень интенсивно и затрагивало в основном женскую одежду. Первенство в области женской моды по-прежнему остается за Францией, мужской – за Англией. Первая четверть века (1800-1825 гг.) характеризуется появлением стиля ампир. Силуэт костюма стремится  к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колонны. Остается высокая талия, большое круглое декольте, короткие рукава, фасон подчеркивает естественный силуэт.

В 1820-е годы силуэт женских платьев меняется, линия талии смещается вниз до ее естественного уровня, пышные рукава пришиваются к заниженной пройме.

moda

Платье женское из кремовой кисеи с шалью,1810-е гг., Россия.
Хлопчатобумажная ткань, ручная вышивка  белыми хлопчатобумажными нитками «стягами».
аль из белой шерсти, изготовлена в Западной Европе.
 

«Платье Татьяны Лариной»

Юбка, узкая спереди и на боках, сосборивается в густые складки на спине. Талия подчеркивается пояском из ленты розовой тафты. Кричаще-розовый оттенок пояска на платье из кисеи светлого тона наводит на мысль о возможном провинциальном происхождении этого изделия. Ткань усеяна мелкими узелками – ручной вышивкой в технике «рококо», при которой клубочки белых бумажных ниток группируются в соцветия, по форме напоминающие цветы ромашки или незабудки. Такое украшенное «полевыми цветочками» платье могло принадлежать задумчивой, чистой, сентиментально настроенной уездной барышне, какой была Татьяна Ларина – героиня прославленного творения А.С.Пушкина.

moda1
Платье женское из кремовой кисеи, конец 1820-х гг., Россия
Хлопчатобумажная ткань, ручная вышивка в узелковой технике, шелковая лента.
 

Мужская мода

Если говорить о мужской моде, то тут можно обратиться к «Евгению Онегину» Пушкина, как к «энциклопедии российской жизни». Изображая день своего героя Онегина, автор пишет:

Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар.

Пушкин А.С. Евгений Онегин, гл.1.

Боливар – шляпа-цилиндр с большими  полями, популярная в Европе в начале 20-х годов 19 столетия.

Первая глава «Евгения Онегина», в которой упоминается шляпа-боливар, была написана в 1821-1823 гг. (см.: Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий). Это было время наивысшей популярности шляпы такого типа. Уже в 1825 году … сообщалось, что «Черные атласные шляпы, называемые Боливаровыми, выходят из моды…»

Из книги Кирсанова Р.М. Розовая  ксандрейка и драдедамовый платок: Костюм-вещь и образ в русской литературе 19 века. - М.: Книга, 1989.

«…Размеры полей  боливара были столь велики, что «невозможно было пройти сквозь узкую дверь, не снимая с головы шляпы» (Пыляев М.И. «Старое житье»)

Головной убор мог быть своеобразной формой выражения политических симпатий …

Известно также, что люди иных, нежели герой романа  А.С. Пушкина, настроений носили шляпы с узкими полями - «морильо», названные по имени политического противника Боливара (сведения об этом приводит Ю.М. Лотман в уже цитированном комментарии к роману «Евгений Онегин», ссылаясь на роман В.Гюго «Отверженные»).

Головной убор используется на протяжении всего 19 века, как деталь костюма, отражающая политические симпатии обладателя…»

Жизнь светского человека жестко регламентирована. Распорядок дня, туалеты, самый способ жизни – все подчинено строгому этикету.

Из статьи Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры /Н. А. Марченко// Литература в школе. – 1998. - №7. – С.67-75.

«Жесткие правила не дают простора индивидуальности и потому неизбежно вызывают протест. В России появлялись замечательные чудаки и оригиналы, которые становились своего рода знаменитостями, а в Англии возник дендизм.

Денди – не просто человек высшего общества, законодатель моды.  «Дендизм – вся манера жить…». Пушкин  говорил об Онегине, что он «как денди  лондонский одет». Но денди,  утверждает д,Оревильи, «это не ходячий фрак, напротив, только известная манера носить его создает дендизм. Можно оставаться денди и в помятой одежде…»…

Денди – герой праздной элегантности. Он не стремится делать карьеру и уже этим обескураживает окружающих и привлекает к себе внимание. Он восстает против правил, принятых в обществе; в каком-то смысле он даже бунтарь, но его бунт – дерзость воспитанного человека, дерзость на грани разрешенного; его поведение всегда вызов, но вызов элегантный. Он привлекает к себе внимание, раздражая общественное мнение...

Онегин в театре наводит лорнет на ложи незнакомых дам. «Оскорбительная для света манера держаться, «неприличная» развязность жестов…»

moda2
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
«Евгений Онегин»

moda3

Жилет мужской 1840-е гг.
Атлас узорный. Ручная работа.
 
 

Библиографический список литературы:

1. Ефимова, Луиза Владимировна. Костюм в России: XV - начало ХХ века : из собрания гос. ист. музея / Л. В. Ефимова, Т. С. Алешина, С. Ю. Самонин ; под ред. Е. Р. Беспаловой. - М. : АРТ-родник, 2000. - 231 с. : ил.

2. Каминская Н.М. История костюма: учеб. пособие для средн. спец. учеб. заведений швейной промышленности / Н.М. Каминская.- М.: «Легкая индустрия», 1977.

3.  Кирсанова Р.М. Розовая  ксандрейка и драдедамовый платок: костюм-вещь и образ в русской литературе 19 века / Р.М. Кирсанова.- М.: Книга, 1989.

4. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры / Н. А. Марченко // Литература в школе. – 1998. - № 7. – С.67-75.

НОВИНКИ
ПАРТНЕРЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Для улучшения качества работы этот сайт использует cookies. Пользуясь этим сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies.