Князь Игорь и его войско
7391

На литературно-музыкальный вечер учащихся 6-8-х классов приглашает Е. Н. ЛОМКОВА, д. Тудозеро, Вологодская область

Действующие лица:

Ведущие (1) и (2),
Чтец

Подготовка:

Оформляется выставка репродукций произведений художников, о которых пойдёт речь на вечере. Понадобятся аудиозаписи фрагмента «Половецкий стан» и арии князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»


knyaz-igor-i-ego-voisko-1ВЕДУЩИЙ (1):
События Древ­ней Руси скрыты от нас исками. О том, «откуда есть пошла Русская земля», мы можем судить лишь по результатам археологических ис­следований и отрывочным сведе­ниям древних летописей.

ВЕДУЩИЙ (2): Одна из лето­писей — Ипатьенская — сообщает нам о бесславном набеге неизвест­ного новгород-северского князя Игоря Святославича |1| на поло­вецкие земли. Это событие так и осталось бы достойным лишь со­жаления эпизодом русской исто­рии, если бы не находка графа Алексея Ивановича Мусина-Пуш­кина [2] — весьма древняя руко­писная книга. В ней, помимо про­чего, содержался текст поэмы не­известного автора «Слово о полку Игореве». Через несколько лет после открытия полтинник руко­писи был утрачен при очередном пожаре, но поэма «Слово о полку Игореве» навсегда вошла в сокро­вищницу мировой литературы.

ВЕДУЩИЙ (1): Неизвестный автор сумел превратить бесславный поход в необычайное по красоте и силе «Слово...», воспевающее силу духа, храбрость, благородство на­ших предков и призывающее рус­ских людей к единению.

ЧТЕЦ:

Пели песню старым мы князьям.

Молодых настало время славить нам:

Слава князю Игорю, Буй тур

Всеволоду, Владимиру Игоревичу!

Слава всем, кто, не жался сил.

За христиан полки поганых бил!

Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!

Слава князям и дружине слава!

Слово о полку Игореве

ВЕДУЩИЙ (2): Можно ска­зать, что автор «Слова о полку Игореве» открыл для нас окно в Древнюю Русь.

Фольклорист и исследова­тель древнерусской письменности Е. В. Барсов [3| писал в 1880-е го­ль:: «В области русской историчес­кой науки и литературы за текущее столетие является целая библиоло­гия "Слова о полку Игореве", в об­ласти искусства нельзя указать ни одного замечательного произведе­ния, относящегося к "Слову..."».

ВЕДУЩИЙ (1): Действитель­но, если сразу после открытия и опубликования поэмы она стала объектом внимания историков и литераторов, то интерес художни­ков к ней возник только в конце XIX — начале XX века. Тот же Е. В. Барсов замечает, что «в об­ласти живописи (наконец-то!) по­явились два истинных художника, воплотившие в своих произведе­ниях картины «Слова...» — это Шварц [4] и Васнецов [5].

ВЕДУЩИЙ (2): Свою картину «После побоища Игоря Свято­славича с половцами» Виктор Михайлович Васнецов завершил в 1880 году. В это время художник был на распутье: он искал свое место в искусстве. Большинство критиков называли его певцом сирых и обездоленных и пророчи­ли ему славу создателя социаль­ных полотен. Но самого художни­ка все больше привлекала русская старина. Он с упоением читал бы­лины и сказки, изучал древнерус­ские летописи, гулял по Москве и окрестностям, любовался творче­ством зодчих и иконописцев — это помогало ему узнать мир ду­ховной культуры древнерусского человека. «Слово о полку Игоре­ве» он услышал от поэта и пере­водчика А. Н. Майкова [6].

knyaz-igor-i-ego-voisko-2

ВЕДУЩИЙ (1): Васнецов сде­лал отдельные наброски, но долго не мог приступить к созданию большого полотна. Избрать темой картины поле после битвы Васне­цова в какой-то мере подтолкнули современные ему события Рус­ско-турецкой войны: «Не так ли наши сейчас под Плевной, — го­ворил художник. — Трижды бро­сались на штурм и трижды не от­ступая ни на шаг, тысячами ложи­лись от несметной, как саранча, силы врага... Славны же будьте ге­рои, русские солдаты!»

Работа над картиной заняла два года, ей предшествовали одиннад­цать эскизов. Васнецову удалось передать восхищение автора поэмы ратными подвигами русских витя­зей и скорбь о погибших. Худож­ник не только всесторонне проду­мал изображенный им историчес­ки ii момент, но и сам проникся духом «Слова о полку Игореве».

ЧТЕЦ:

Бились так день..

Бились другой,

А на третий день к полудню

Пали знамена Игоревы.

Тут кровавого вина не достало:

Тут и пир докончили храбрые воины русские,

Сватов попоили,

А сами легли за русскую землю.

Поникает трава от жалости,

А дерево печалью

К земле приклонилось.

Слово о полку Игореве

ВЕДУЩИЙ (2): На поле битвы лежат тела не мертвых воинов, а, как говорится в русском фолькло­ре, «вечно уснувших». В сдержан­ных позах и лицах павших видно величавое спокойствие. Их смерть в каком-то смысле прекрасна, по­тому что это смерть за Родину.

Луна, словно омытая кровью, поднимается над степью. Сумерки пробуждают печаль. Во всем пей­заже чувствуется тихая грусть. Последнее ложе павших воинов В. М. Васнецов, следуя традиции, украсил склонившимися цветами.

ВЕДУЩИЙ (1): Поскольку творцы народного эпоса изобража­ли народ мужественным и доблест­ным, полным внутреннего достои­нства, то и В. М. Васнецов пошел по этому пути. Его картина — во­площение народных идеалов и вы­соких патриотических чувств.

ВЕДУЩИЙ (2): Позже к «Слову о полку Игореве» стали обращаться многие художники: Н. К. Рерих [7], Г. В. Якутович [8], И. И. Голи­ков |91, С. С. Кобуладзе 1101» Н. А. Воробьев [11]. Причем чаше всего «Слово о полку Игореве» пы­тались воплотить в графике, осо­бенно книжной. Иллюстрация за­мечательна тем, что располагается рядом с текстом, являясь его допол­нением.

knyaz-igor-i-ego-voisko-3ВЕДУЩИЙ (1): Лучшие худож­ники-иллюстраторы отличаются тем, что они не только воплощают для читателей героев «Слова...», но и вносят свое понимание в трак­товку древнего эпоса. Например, два художника — В. А. Фаворский [12| и Д. С. Бисти [13] по-своему истолковывали произведение, в их работах есть что-то общее, но больше различий.

ВЕДУЩИЙ (2): Фаворский впервые обратился к «Слову о пол­ку Игореве» в 1930-е годы, нарисо­вав частники к отдельным частям поэмы. Основной цикл работ был сделан им через 20 лет в 1950-с го­лы. Этот цикл критики считают не только вершиной творчества са­мого художника, но и одной из вершин мировой иллюстрации.

Дмитрий Спиридонович Бисти создал свои иллюстрации в 1980-е годы. К этому времени была соз­дана большая часть работ, посвя­щенных «Слову о полку Игореве». Переосмыслив их, Д. С. Бисти создал свои, ни на что не похожие картины.

ВЕДУЩИЙ (1): Прежде всего работы художников отличаются по манере письма. У В. Л. Фаворско­го штриховка тонкая и ровная, что создает мягкий, серебристый колорит. У Д. С. Бисти большинство линий широкие и четкие, очень часто встречаются темные пятна. Почерк В. Л. Фаворского — точ­ность, историческая документаль­ность и благородная простота, Д. С. Бисти отличают невнимание к отдельным деталям, символич­ность и некоторая ассоциатив­ность восприятия.

ВЕДУЩИЙ (2): На гравюрах В. А. Фаворского оживает былин­ная Русь. Могучее, красивое, нем­ного сказочное и идеализированное государство. С бескрай­ними полями, спокойными реками, мужественными и прекрасными людьми.

ВЕДУЩИЙ (1): Очень отличаются иллюстрации В. А. Фаворского и Д. С. Бис­ти к «Плачу Ярославны». Владимир Андреевич Фавор­ский изобразил Ярославну на крепостной стене, с распрос­тертыми руками — это тради­ционный способ изображе­ния горя княжны, пережива­ющей о своем муже.

Дмитрий Спиридонович Бисти решил трактовать этот эпизод по-своему. На его ил­люстрации Ярославна стоит посреди поля и представляет горы мертвых русских вои­нов. Она скорбит о них всех.

ЧТЕЦ:

Нал широким берегом Дуная.

Над великой Галицкой землей

Плачет, из Путивля долетая,

Голос Ярославны молодой:

«Обернусь я, бедная, кукушкой

По Дунаю-речке полечу

И рукав с бобрового опушкой.

Наклоняясь, в Каяле омочу.

Улетят, развеются туманы,

Приоткроет очи Игорь-князь,

И утру кровавые я раны.

Над могучим телом наклонясь».

Далеко в Путивле на забрале.

Лишь заря займется по утру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру:

«Что ты, ветер, злобно повеваешь.

Что клубишь туманы у реки,

Стрелы половецкие вздымаешь,

Мечешь их на русские полки?

Чем тебе не любо на просторе,

Высоко под облаком летать,

Корабли лелеять в синем море.

За кормою волны колыхать?

Ты же, стрелы вражеские сея,

Только смертью веешь с высоты.

Ах, зачем, зачем мое веселье

В ковылях навек развеял ты?»

На стене в Путивле причитая,

Как кукушка раннею весной,

Ярославна кличет молодая,

На стене рыдая городской:

«Днепр мой славный! Каменные горы

В землях половецких ты пробил,

Святослава в дальние просторы

До полков Кобяковых носил.

Возлелей же князя, господине,

Сохрани на дальней стороне,

Чтоб забыла слезы я отныне,

Чтобы жив вернулся он ко мне!»

Далеко в Путивле на забрале,

Лишь заря займется по утру,

Ярославна, полная печали.

Как кукушка кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалого

Жаркими лучами обожгло?

И зачем в пустыне ты безводной

Под напором грозных половчан

Жаждою стянуло лук походный.

Горем переполнило колчан?»

Слово о полку Игореве

knyaz-igor-i-ego-voisko-4ВЕДУЩИЙ (2): Самое яркое воплощение «Слова о полку Игореве» в музыке — это опера А. П. Бородина [14] «Князь Игорь». Создать оперу на сюжет «Слова...» композитору предложил его друг В. В. Стасов — музыкаль­ный критик. Эта идея пришлась ему по душе. Чтобы проникнутся духом старины, А. П. Бородин по­бывал в окрестностях Путивля, изучал летописи и былины, иссле­дования о кочевых племенах, му­зыку их потомков.

Опера создавалась и течение восемнадцати лет. Главной причиной тому была занятость Л. П. Бо­родина. Он был не только выдаю­щимся композитором, но и уче­ным-химиком с мировым именем. создателем первых медицинских учений. Свою знаменитую оперу он писал в перерывах между на­учными и общественными труда­ми, не акт за актом, а «кусками», создавая те сиены, которые боль­ше всего занимали его в данную минуту.

ВЕДУЩИЙ (1): Сюжет оперы не совсем соответствует сюжету «Слова о полку Игореве». Глав­ным героем А. П. Бородин сделал Игоря — благородного и смелого витязя, близкого по духу к обра­зам былинных богатырей. Чтобы оттенить его облик, А. П. Бородин противопоставил ему фигуру кня­зя Владимира Галицкого, брата жены Игоря — разгульного и не­далекого. Это противопоставле­ние олицетворяет собой стихию княжеских раздоров. Композитор ввел в оперу еще одну героиню — дочь половецкого хана Кончика, которая страстно полюбила сына Игоря — князя Владимира. Алек­сандру Порфирьевичу Бородину удалось открыть в «Слове о полку Игореве» то, что почти не замеча­ли до него. В этом произведении соприкасаются и противоборству­ют два мира: стихия русской народной жизни и стихия Востока — древнего, жестокого и мудрого.

knyaz-igor-i-ego-voisko-5

(Звучит аудиозапись фрагмента «Половецкий стан» из оперы А. П. Бо­родина «Князь Игорь».)

knyaz-igor-i-ego-voisko-6ВЕДУЩИЙ (2): Образ Игоря лучше всего выражается в арии «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Здесь запечатлены и горь­кие раздумья, и жажда свободы, и осознание своей вины, и любовь к Ярославне.

(Звучит аудиозапись арии князя Иго­ря «Ни сна, ни отдыха измученной ду­ше» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь».)

ВЕДУЩИЙ (I): «Слово о пол­ку Игореве» обладает удивитель­ной способностью пробуждать к жизни все новые проявления ис­кусства. Постепенно образы и картины «Слова...» нашли достой­ное истолкование в музыке, живо­писи, на сцене и в литературе. «Слово о полку Игореве» велико не только само по себе, но и тем, какое влияние оно оказало на рус­скую культуру, русский характер и национальное самосознание.

ВЕДУЩИЙ (2): Идея «Слова о полку Игореве» оказала влияние на творчество многих поэтов.

ЧТЕЦ:

Что шумит-звенит перед зарею,

Что колышет ветер в темном поле?

Холодеет ночь перед зарею,

Смутно травы шепчутся сухие, —

Сладкий сон их нарушает ветер.

Опускаясь низко над полями.

По курганам, по могилам сонным

Нависает в темных балках сумрак.

Тусклый день нал сумраком забрезжил,

И рассвет ненастный задымился...

Что шумит-звенит перед зарею,

Что колышет ветер в темном поле?

Холодеет ночь перед зарею,

Серой мглой подернулися балки...

Или это ратный стан белеет?

Или снова пест вольный истер

Над глубоко спящими полками?

Не ковыль ли старый и сонливый

Он качает, клонит и качает.

Вежи половецкие колышет

И бежит-звенит старинной былью?

И. Бунин

ВЕДУЩИЙ (1): Наш литера­турно-музыкальный вечер завер­шен. Надеюсь, вы узнали много нового о замечательном произве­дении «Слово о полку Игореве».

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бахревский, В. Виктор Васне­цов. — М.: Мол. гвардия. 1989.
  2. Осетров, Е. И. Мир Игоревой песни: Этюды. — 2-е изд. — М.: Современник, 1981.
  3. Интернет-сайт: https://wwvvchit.uniyar.ac.ru

 

НОВИНКИ
ПАРТНЕРЫ И ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Для улучшения качества работы этот сайт использует cookies. Пользуясь этим сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies.