ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ
Конспект урока чтения во 2-м классе
Цели урока:
• повторить и обобщить пройденный материал;
• развивать память, внимание, мышление речь;
• воспитывать любовь к чтению, родной природе.
Оборудование: рисунки с осенними пейзажами, карточки с отрывками из произведений, загадки.
ХОД УРОКА
- 1. Оргмомент. Постановка целей урока
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года как зовется?
- Правильно, осенью зовется. Сегодня мы с вами вспомним произведения, которые прочитали в разделе «Осень».
- Какая погода чаще всего бывает осенью?
Сейчас я вам загадаю загадки, которые имеют непосредственное отношение к осени. Попробуйте отгадать, о чем идет речь.
2. Отгадывание загадок
- Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и листы.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет наш огород. (Дождь.)
- Бежал по тропке луговой -
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой -
Речка сделалась рябой. (Ветер.)
- Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем-ищем, не найдем. (Роса.)
- Падают с ветки
Золотые Монетки. (Листья.)
-Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел. (Гриб.)
3. Чтение стихов об осени
- Поэтов и писателей всегда привлекала эта прекраснейшая пора - осень. Существует огромное количество стихотворений об этом времени года.
- Какие стихи об осени вы знаете?
Дети читают наизусть стихи Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета и др.
- Какие изменения в природе происходят осенью? Как поэты описывают осеннее замирание природы? Какое настроение создают картины природы, описанные поэтами?
- Послушайте стихотворение В. Голяховского:
Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок,
Папа, мама и ребенок.
- Какие слова выдумал поэт?
- Что мы слышим, когда читаем стихотворение? (Как шуршат листья.)
- Почему поэты сравнивают золотистую листву с легкой стаей бабочек?
- Нравится ли вам наблюдать, как падают листья? Попробуйте описать свои впечатления.
4. Восстановление деформированного текста
- Используя данные слова, восстановите текст стихотворений:
1) короткая, но дивная пора
2) и лучезарны вечера
3) есть в осени первоначальной
4) весь день стоит как бы хрустальный
5) а корзинку взял с собой
6) я не малое лукошко
7) от крылечка в лес густой
8) увела меня дорожка
5. Рисование словесной картины
- Я приглашаю вас на прогулку по осеннему лесу. Опишите словами картины, которые вы видите.
- Что нам может подарить осенний лес? Найдите, выделите из букв слова, обозначающие, какие природные богатства хранит в себе лес:
КАНОНЗАМТЬДЩ
ПЙУАПЕЖЕВИКА
ИТОЛДМДЖОЕРА
СИЛМАЛИНАДЫС
ВАРНАЯУКБЛОЗ
СТБЮЭНЧАСИТЕ
ЦУСГРИБЫЧУОЛ
ЧЕРНИКАТПОВА
ЫСКАНАОГШЛТБ
6. Итог урока
- Какое стихотворение из прочитанных нами в этом разделе стало для вас любимым?
7. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к полюбившемуся стихотворению.
Н.А. Кузьмина,
учитель начальных классов
ГОУ СОШ № 900, Москва