ОЦЕНИТЕ КАЧЕСТВО НАШИХ УСЛУГ: anketa 
Слабовидящим ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ




22
3
4
5
1
6

Войти через сервис...
         

Партнеры и ссылки
kulturaRF
mgounb
pravo2
katalog
elek
bibl51
sever
cifra
Granty
litmir

Слово о полку Игореве в музыке

85.317

Александр Порфирьевич Бородин //100 опер: история создания. - Л.: Музыка, 1976. - С. 248-252.

Бородин А.П. (1833—1887)

Бородин — выдающийся композитор, видный ученый-химик, неутомимый научно-общественный деятель. Его музыкальное наследие невелико, но разно­образно по содержанию. Интерес композитора к богатырским образам рус­ского героического эпоса отразился в опере и 2 симфониях, впечатляющих могучей силой, величавым размахом. Бородин создал неувядаемые образцы вокальной лирики. Его музыкальный стиль отмечен гармонической ясностью, тяготением к монументальности и классической завершенности. Щедрый ме­лодический дар композитора питался как русской народной песней, так и во­сточной музыкой.

Александр Порфирьевич Бородин родился 31 октября (12 ноября) 1833 г. в Петербурге. В 1856 г. окончил Медико-хирургическую академию, а через 2 года получил степень доктора медицины. Интерес к музыке пробудился у Бородина рано. В детские и юношеские годы увлекался игрой на виолон­чели, флейте, фортепиано и сочинял как любитель. Творческая активность композитора возросла благодаря сближению с Балакиревым и участию в дея­тельности его кружка, который получил впоследствии наименование «Мог.кучки». В Первой симфонии (1867) Бородин выступил как убежденный при­верженец новой русской музыкальной школы. В те же годы появилась серия его романсов эпического и лирического склада.

Исполнение Первой симфонии (1869) принесло композитору общественное признание. Тогда же были задуманы 2 монументальных сочинения — опера «Князь Игорь» и Вторая симфония, которую В. В. Стасов впоследствии мет­ко назвал «Богатырской» (завершена в 1876 г.). Иная, лирическая сфера на­строений преобладает в камерных произведениях — Первом (1879) и Втором (1881) струнных квартетах, а также романсах начала 80-х гг. (среди них— элегия «Для берегов отчизны дальной»). Последние крупные сочинения Бо­родина— программная симфоническая картина «В Средней Азии» (1880) и незаконченная Третья симфония (1887).

Бородин скончался 15 (27) февраля 1887 г. в Петербурге.

 

КНЯЗЬ  ИГОРЬ

Опера в 4 актах с прологом. Либретто А. Бородина

История создания. В апреле 1869 года. В. В. Стасов предло­жил Бородину в качестве оперного сюжета замечательный па­мятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185—П87). По словам композитора, сюжет пришелся ему «ужасно по душе». Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), из­учал исторические источники: летописи, старинные повести («Задонщина», «Мамаево побоище»), исследования о половцах, музыку их потомков, былины, эпические песни. Большую по­мощь композитору оказывал Стасов, крупнейший знаток рус­ской истории и древней литературы.

Текст и музыка «Игоря» сочинялись одновременно. Опера писалась в течение 18 лет, но не была завершена. После смерти Бородина А. К. Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы, а Н. А. Римский-Корсаков инструментовал большую ее часть. Премьера прошла с большим успехом 23 октября (4 но­ября)   1890 года в Петербурге, на сцене Мариинского театра.

«Слово о полку Игореве» повествует о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Из тщесла­вия он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвест­ный создатель поэмы страстно призывал русских князей к еди­нению. Композитор подчеркнул в опере не столько политиче­скую направленность «Слова», сколько его народно-эпические черты. Игорь в опере близок по духу к образам былинных бо­гатырей. Чтобы оттенить облик Игоря, Бородин по совету Ста­сова противопоставил ему фигуру князя Галицкого, олицетво­ряющего собой стихию княжеских раздоров.

Сюжет. В древнем русском городе Путивле князь Игорь со­бирается с дружиной в поход на половцев. Народ торжествен­но славит князя. Внезапно землю окутывает мрак — начинается солнечное затмение. Видя в этом недоброе предзнаменование, народ и бояре отговаривают Игоря; умоляет князя остаться и его жена Ярославна. Игорь непреклонен. Поручив заботы о жене ее брату Владимиру Галицкому, он ведет дружину на битву с врагом.

Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Вместе с че­лядью он бражничает, бесчинствует; разгульным пиром верхо­водят захмелевшие гудочники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорсва войска. Галицкий лелеет мечту сесть в Путивле кня­зем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив де­вушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить о ее освобождении. Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны. Но, несмотря на решительность и твердость, княги­ня не в силах справиться с братом. Бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища половцев. Слышен тревожный набат, возвещающий о вражеском наше­ствии.

Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают дочь хана Кончаковну. Но лишь радост­ное свидание с полюбившимся ей княжичем Владимиром раз­веяло грусть красавицы. В тяжком раздумье Игорь. Верный Овлур предлагает ему побег. Игорь мечтает вырваться из пле­на, но колеблется — не пристало русскому князю бежать тайно. Его благородством и отвагой восхищен воинственный хан Кон-чак. Он принимает Игоря как почетного гостя. Хан готов отпу­стить его, если Игорь даст слово не поднимать меча против по­ловцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберет на хана полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать.

С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на по­бег и, когда стражи засыпают, договаривается с Овлуром. Кончаковна, подслушавшая этот разговор, умоляет Владимира не покидать ее. Но любовь борется в душе княжича с чувством долга. Тогда Кончаковна будит спящий стан и задерживает Владимира; Игорю удается бежать. Разгневанные ханы требу­ют смерти княжича, но Кончак объявляет Владимира своим зятем.

Ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна. Она обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. В отдалении показываются всадники. Это Игорь, сопровождаемый Овлуром. Их видят ошеломленные Скула и Ерошка. Изворотливый Скула предлагает ударить в   колокол,   чтобы   первыми   оповестить народ о возвращении князя.  Хитрость   удается.   На    радостях гудочники    прощены. Вместе с народом они приветствуют Игоря.

Музыка. «Князь Игорь» — народно-эпическая опера. Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских му­зыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.

В большой увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены образы русских и половцев. Средний эпизод рисует картину ожесточенной битвы. Могучий хор пролога «Солнцу красному слава» (на подлинный текст из «Слова») сродни суровым, величественно-строгим напевам древних эпи­ческих песен. Этим хором обрамлена зловещая оркестровая картина затмения и речитативная сцена, в которой обрисованы испуганные бояре, встревоженная, любящая Ярославна, грубо­ватый Галицкий и мужественно-непреклонный Игорь.

Музыка 1-й картины (I акт) своим бесшабашным, разгуль­ным характером резко контрастирует настроениям пролога. Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести» напоминает залихватскую пляску. В хоре девушек «Ой, лихонько» тонко воспроизведены особенности жалобных народных причитаний. С напускной важностью звучит грубовато-комическая песня скоморохов «Что у князя да Володимира». Во 2-й картине рель­ефно очерчен образ обаятельно женственной, но волевой Яро­славны. В ариозо «Немало времени прошло с тех пор» выраже­на ее тоска и тревожные предчувствия; целомудренно-сдержан­ная, строгая по характеру музыка постепенно приобретает страстно-взволнованный характер. Далее действие драматизи­руется, достигая наибольшей напряженности в сцене Ярослав­ны с боярами. Хоры бояр «Мужайся, княгиня» и «Нам, княгиня, не впервой» полны суровой, грозной силы.

II акт посвящен картинам половецкого стана. В каватине Кончаковны «Меркнет свет дневной» слышатся любовные при­зывы, страстное томление, чувственная нега. Поэзией юноше­ской любви, очарованием роскошной южной ночи овеяна кава­тина Владимира «Медленно день угасал». Ария Игоря «Ни сна, ни отдыха» — многогранный портрет главного героя; здесь запечатлены и горестные думы о судьбах родины, и страстная жажда свободы, и чувство любви к Ярославне. Властным, же­стоким и великодушным предстает хан Кончак в арии «Здоров ли, князь?». Акт завершается ослепительно красочными сцена­ми плясок, сопровождаемых хором. Контрастно чередуются плавная женская пляска, необузданная, исполненная стихийной силы мужская и стремительная, легкая пляска мальчиков. По­степенно все группы вовлекаются в буйно-темпераментный вихревой   танец. В III акте в изображении половцев на первый план вы­ступают воинственность и жестокость. В IV акте музыка разви­вается от скорби ко всеобщему ликованию. Глубокая, неизбыв­ная печаль слышится в ариозо Ярославны «Ах, плачу я», близ­ком народным причитаниям. Ариозо выливается в народный плач — хор поселян «Ох, не буйный ветер завывал», который звучит как подлинная русская протяжная песня. Празднич­но-торжествен финальный хор «Знать, господь мольбы услы­шал».